вторник, 7 августа 2012 г.

Новые тенденции развития менеджмента


Жизнь изменилась. Она изменилась для каждого из нас. Мы стали пользоваться мобильной связью, электронной почтой, многие впали от них даже в зависимость. Некоторые люди стали заниматься тем, чем не могли бы заниматься 20 – 30 лет назад – маркетингом, паблик рилейшнс, и пр. Мы стали чаще бывать за границей, при этом многие это делают не только наяву, но и с помощью Интернет. Да и сам Интернет появился лишь в последние годы. Есть много других новых явлений в нашей жизни.
В связи с этим возникает вопрос: «Изменился ли менеджмент, а если изменился, то в каком направлении и в какой степени?»

Определим сначала, что такое менеджмент. Не претендуя на исчерпывающее определение, отметим, что в рамках последующего изложения менеджмент рассматривается как управление социально-экономическими процессами, осуществляемое в рамках тех или иных организаций. Под организациями в данном случае понимаются как формальные, так и неформальные группы людей, координирующих свои действия для выработки и достижения общей цели. В современной практике словоупотребления термин «менеджмент» употребляется в трех различных смыслах: менеджмент как процесс управления, менеджмент как наука об этом управления, а также менеджмент как орган управления и люди, его составляющие. В данной статье термин «менеджмент» употребляется, как правило, в первом смысле этого слова.
Одной из фундаментальных особенностей современной экономической жизни является увеличение темпа изменений. Изменения касаются как технологий, ассортимента выпускаемых товаров и услуг, так и способов организации многих экономических процессов. В этих условиях необходимо быстро перестраивать все управление процессами, чтобы обеспечивать высокий темп приспособления к постоянно меняющимся процессам. Менеджмент становится инновационным по своей сути. В свою очередь, инновационный характер менеджмента требует постоянного обучения персонала. Каждый работник вынужден учиться в процессе всей своей трудовой жизни, постоянно осваивая новые приемы труда и новые подходы к решению постоянно возникающих новых производственных задач. Обучение становится непрерывным процессом. Объектом обучения все в большей мере становится техника решения проблем и новые технологии управления. В передовых организациях мира обучаются не только отдельные люди, но и целые команды, в процессе этого обучения приобретаются не только индивидуальные, но и коллективные знания и навыки.
Еще одной особенностью современного производственного процесса стало то, что изменился предмет труда у большинства работников. В современном мире работники имеют дело, прежде всего со знаниями, данными и информацией, а не с физическими предметами труда. Об этой закономерности современного мира упоминал еще П. Дракер. Он отметил появление в современных предприятиях нового вида работника - работника в сфере знаний, или интеллектуального работника. П. Дракер настаивал, что этот новый работник принципиально отличается от работника индустриальной эпохи. Это отличие заключается, прежде всего, в том, что для него не подходит менеджмент, основанный на тейлоризме. Тейлоризм сводится к тому, чтобы:  провести анализ задания (первоначально свою работу Ф. Тейлор назвал "Анализ задания"); осуществить запись всех движений, усилий и времени, затраченного на каждое движение; исключить лишние движения, соединить рациональным образом оставшиеся движения так, чтобы минимизировать время выполнения задания и усилия работника, попутно рационализировать инструменты и орудия труда; сформировать описание необходимых действий и довести его до каждого работника. Такой менеджмент доказал свою высокую эффективность применительно к ручному труду в промышленности и строительстве. Он до сих пор дает прекрасный результат в развивающихся странах и в некоторых видах деятельности, где применяется преимущественно ручной труд. В то же время применительно к тем видам труда, в которых превалируют не физические, а умственные усилия, этот менеджмент уже не применим. Работник в сфере знаний действует в соответствии с новыми принципами, в их числе:
·  ответственность за эффективность перекладывается на плечи самого работника, так как его работа нуждается в определенной автономности;
·  неотъемлемой частью задания работника, действующего в знаниеемком производстве, становятся инновации;
· работа (задание) включает в себя собственное обучение и обучение других.
В современном мире изменяется содержание воспроизводственных процессов. В совокупном капитале все больший удельный вес занимает интеллектуальный капитал.  Соответственно все большая часть управленческого воздействия направлено именно на нематериальные активы предприятий.
Все большее значение приобретают не столько методы воздействия на материальные предметы труда, сколько методы преобразования информации. В связи с этим информационные системы становятся важнейшей составляющей производственного аппарата предприятия. Новые информационные технологии создают новые возможности для организации глобальных сетей, которые выводят разделение труда на новый уровень, позволяя формировать глобальные цепочки производства продукта и глобальные сети дистрибьюции. Стираются грани между предприятиями. В этих новых условиях требуются новые методы управления, которые могут обеспечить успех этим глобальным сетям.
Возникают новые объекты менеджмента. Одним из них стало знание, породив новое направление в практике менеджмента - так называемый менеджмент знаний. Менеджмент знаний – это систематический процесс идентификации, использования и передачи информации и знаний, которые люди могут создавать, совершенствовать и применять. Знания - это не только тот массив информации, которым обладают конкретные люди, это также часть продукта или услуги. Сегодня знания проникают во все сферы и все стадии экономического процесса, и их уже сложно отделить от продукта или услуги. Знания сегодня – это не только то, что знает человек. Под знанием в современном мире понимается также и то, что «знает» организация в целом. Сюда включаются ее нематериальные активы, а также коллективные знания и коллективный опыт персонала организации в целом.
Знания занимают все больший удельный вес в структуре стоимости продуктов и услуг. Знания становятся основным ресурсом экономического развития и роста. Менеджмент знаний включает в себя следующие компоненты:
·   Стимулирование прироста знаний.
·   Отбор и аккумулирование знаний и сведений.
·   Сохранение, классификация, трансформация знаний.
·   Распространение и обмен знаний.
·   Использование знаний в деловых процессах.
·   Оценка и защита знаний.
В современных условиях открылись новые возможности для эффективного управления знаниями в связи с развитием информационных технологий, созданием баз данных, появлением Интернета. Использование этих новых возможностей в последнее время стало необходимым условием успешной деятельности любой организации.
Управление знаниями – это не автономная, не самостоятельная активность, а неотъемлемая часть современного менеджмента. Управление знаниями объединяет действия, связанные с формированием знаний, их кодификацией, распространением и использованием, а также с развитием инноваций и обучением. Управление знаниями можно определить как целенаправленный процесс конвертации знаний в стоимость.
Одной из центральных идей управления знаниями является более эффективное использование уже существующих знаний. Важно не изобретать того, что уже изобретено, а просто использовать имеющийся опыт.
Одной из популярных технологий управления знаниями, получившей в последнее время широкое распространение в мировой практике, стал бенчмаркинг. Бенчмаркинг – особая управленческая процедура, которая состоит в том, что в практику работы организации внедряются технологии, стандарты и методы работы лучших организаций–аналогов. В процессе бенчмаркинга осуществляется поиск организаций (предприятий), которые показывают наивысшую эффективность, обучение их методам работы и реализация передовых методов в собственных условиях. Бенчмаркинг есть систематический процесс выявления лучших организаций, оценки их продукции и методов производства с целью использования передового опыта этих организаций. 
В основе бенчмаркинга лежит концепция непрерывного совершенствования деятельности, которая предусматривает цикл планирования, координации, мотивации и оценки действий с целью устойчивого улучшения работы организации. Бенчмаркинг использует передовой опыт не только аналогичных предприятий, но и предприятий из других отраслей и сфер. Бенчмаркинг осуществляется, как правило, непрерывно. Каждый раз после внедрения тех или иных новшеств проводится новый поиск лучших образцов для их использования в данной организации.
В современной практике управления выделяются в качестве относительно самостоятельных видов менеджмент репутации компании, менеджмент лояльности потребителя, бренд менеджмент, менеджмент имиджа и пр.
Современная практика управления предприятием исходит из расширенного представления о сути предприятия и о его границах. Современное представление о предприятии объединяет технологические и ментальные факторы, а также такие явления, как культура предприятия, его институты, когнитивная система, события, опыт других людей и компаний. Все это в современной практике деятельности предприятий становится объектом менеджмента. Поэтому одной из фундаментальных характеристик современного менеджмента становиться  расширение объектов этого менеджмента.
Еще одной общей тенденцией развития менеджмента сегодня стало распространение концепций, методов и моделей управления, доказавших свою эффективность в коммерческих организациях, на некоммерческие организации. Так, например, маркетинговые подходы к управлению распространяются на деятельность общественных организаций, на деятельность администраций городов и районов (так называемый региональный маркетинг). В деятельности многих некоммерческих организаций с успехом применяются элементы бизнес-планирования. Группы качества, первоначально возникшие на крупных промышленных предприятиях, проникают в деятельность правительственных учреждений. Методы управления культурой организации, отрабатываемые в коммерческих фирмах, постоянно находят свое применение в некоммерческих организациях.
В государственном секторе происходят те же изменения, что и в коммерческом секторе. Ключевой тенденцией является ускорение перемен. Точно так же, как в коммерческой сфере меняются обстоятельства функционирования любой коммерческой организации (меняются технологии производства, появляются новые товары и услуги, меняются методы управления, распространяются новые социальные технологии и финансовые инновации), так и в деятельности государственных учреждений изменяются обстоятельства их функционирования (меняются цели и приоритеты развития, меняется финансовая среда, появляются новые способы обустройства общественной жизни, изменяются функции деятельности государственных учреждений).
И в России, и в других странах условия деятельности государственных учреждений меняются весьма быстро. Так, например, меняются функции государственных учреждений (все большее число прежних функций передается государственным и частным агентствам), меняются методы управления (в деятельность государственных учреждений проникают новые методы и приемы управления, такие, как группы качества, стратегическое планирование, гибкие временные структуры, маркетинг и др.).
Менеджмент в передовых учреждениях и организациях общественного сектора характеризуется гибким распределением функций и ответственности, плоскими организационными структурами, малыми командами, постоянным обучением персонала. Обучение в этих организациях рассматривается как особый вид трудовой деятельности. При этом обучение не ограничивается формальными видами: активно применяется обучение в процессе деятельности, в том числе в процессе взаимодействия с внешними организациями и клиентами.
В государственную службу внедряются некоторые приемы практического управления из сферы обслуживания населения, в частности, развивается маркетинг муниципальных услуг, в практику работы государственных учреждений постепенно внедряются стандарты обслуживания. В практику работы государственных учреждений проникает технология создания команд, то есть гибких временных творческих групп, ориентированных на создание нового или совершенствование старого “продукта”.
В практику государственной службы проникают методы количественной оценки результатов, в частности, оценки эффективности (отношения результата к затратам), результативности (отношения фактического результата к планируемому) и экономии (разница между  фактическими и планируемыми затратами).
Таким образом, рассмотрение новых тенденций развития менеджмента позволяет сделать следующие выводы.
В современной экономической жизни увеличивается темп изменений в технологиях производства, в ассортименте выпускаемых товаров и услуг, а также в способах организации экономических процессов. В этих условиях необходимо быстро перестраивать все управление процессами, чтобы обеспечивать высокий темп приспособления к постоянно меняющейся внешней среде бизнеса. Менеджмент становится инновационным по своей сути. В свою очередь, инновационный характер менеджмента требует обучения персонала. Объектом обучения все в большей мере становится техника решения проблем и новые технологии управления.
Все большая часть управленческого воздействия направлена на нематериальные активы предприятий. В связи с этим в качестве относительно обособившегося вида специального менеджмента в современном мире выделился менеджмент знаний - систематический процесс идентификации, использования и передачи информации и знаний. Под знаниями здесь подразумеваются не только те знания, которым обладает отдельный человек, но также и то, что «знает» организация в целом. Сюда включаются ее нематериальные активы, а также коллективные знания и коллективный опыт персонала организации в целом.
Еще одной современной тенденцией развития менеджмента стало распространение концепций, методов и моделей управления, доказавших свою эффективность в коммерческих организациях, на некоммерческие организации. Эти изменения происходят по тем же причинам, что и в коммерческих организациях: ключевой тенденцией является ускорение перемен. В связи с этим в практику некоммерческих организаций, в первую очередь в практику государственного управления, проникают методы и приемы современного маркетинга, оценки эффективности, бенчмаркинга, применения сбалансированной системы показателей, а также другие приемы и технологии  современного менеджмента. 




4 комментария:

  1. Сертификат системы менеджмента качества ИСО 9001 http://www.rospromtest.ru/content.php?id=5

    ОтветитьУдалить
  2. Объектами кадастровых предложений считаются, сообразно действующему законодательству РФ, все земляные участки, здания, различные сооружения, нежилые строительства, объекты незавершённого строительства. Цель кадастровых предложений — определение совокупных, технических и правовых характеристик объектов, присвоение им уникальных идентификационных номеров, регистрация их в особом реестре сведений. Осуществляют эти мероприятия кадастровые инженеры. Они должны владеть навык работы, воспитание, обладать лицензией. Все специалисты, согласно действующему законодательству РФ, зарегистрированы в особом реестре. Подробнее читайте в статье «Кадастровый инженер». Кадастровые предложения делают приватные и федеральные компании. Самая крупная — геодезические работы.

    ОтветитьУдалить
  3. Списки наилучших содержат казино, прилагающие сертифицированный софт. Игротека онлайн казино имеет свыше 2500 веселий. Коллекция разнородная, представлены карточные, настольные игры, слоты разной тематики. Ассортимент непрерывно обновляется. Отдельные азартные порталы предлагают крипто-игры. Любые модели владеют высочайшей отдачей новое казино, безукоризненной графикой, поддерживают широкий спектр бонусных опций.

    ОтветитьУдалить
  4. Экономика – совокупность наук о ведении хозяйства, картина социальной науки, изучающий взаимоотношение людей в производства, употребления, рассредотачивания и размена продуктов либо предложений. Предмет экономической доктрине – то, как человек и сообщество выбирают метод применения ограниченных ресурсов. Помимо главного, существует еще количество определений экономики, выдвинутых учеными в разные годы. Ее основателем как отдельной науки считается Адам Смит. Экономику кроме именовали политической экономией, однако начиная со второй половины XIX века она стала политически нейтральной dividend-center, и слово «деятеля» было исключено из определения. В настоящее время считается, что экономика дает возможность прорицать результат тех либо иных политических решений, всем не вмешиваясь в деятелю.

    ОтветитьУдалить