Где мудрость, которую мы потеряли в
знании?
Где знание, которое
мы потеряли в сведениях?
Т.С. Элиот (Из поэмы "Камень")
То, что данные, информация и знания - это
разные вещи, руководители начинают осознавать после того, как в организации
потрачены значительные средства для создания той или иной базы данных или
информационной системы, причем без соответствующего эффекта.
Данные - это совокупность различных
объективных фактов.
В корпорациях это, например,
структурированные записи о трансакциях (в частности, данные обо всех продажах:
сколько, когда и кто купил, сколько и когда заплатил и пр.). Эти данные не
говорят о том, почему покупатель пришел именно сюда, и придет ли он еще раз.
Информация – это иерархическая
совокупность данных о тех или иных аспектах реального мира.
Информация – это поток сообщений, из
которого создается знание. Это своего рода послание, обычно в
форме документа, или видео-, или в аудиоформе. Информация имеет
получателя и отправителя. Она информирует, то есть "придает форму"
получателю путем изменения его оценок или поведения. Именно получатель оценивает,
информирует ли его сообщение, или оно представляет собой информационный шум.
Информация в организациях распространяется
по сетям. Можно различать жесткие и мягкие сети. Жесткая составляющая - это
кабели, почтовые службы, компьютеры, адреса, в том числе электронные. Мягкая
составляющая - процедуры распространения информации, включая такие, как
совещания, тренинги, собрания и пр.
Данные превращаются в информацию
несколькими путями:
·
контекстуализация: мы знаем, для чего эти данные нужны;
·
категоризация: мы разбиваем данные на типы и компоненты;
·
подсчет: мы обрабатываем данные математически;
·
коррекция: мы исправляем ошибки и ликвидируем пропуски;
·
сжатие: мы сжимаем, концентрируем, агрегируем данные.
Знания - понятие более глубокое и широкое,
чем просто данные или информация. Обычно мы говорим о знающем человеке,
подразумевая не только обладание информацией, но мудрость, опыт, образование,
способность проникать в суть предмета. Мы не относим понятие «знание» к
документу, к книге или базе данных, даже если они есть продукт труда знающего
человека или группы знающих людей.
Знания, как правило, содержат общие
сведения относительно структур, процессов и явлений. В то же время знания не
только располагаются на более высокой ступени обобщения, чем данные. Знания
играют роль структур, обеспечивающих организацию данных. Например, сведения о
персонале предприятия – это лишь данные. В то же время модель представления
сведений о каждом работнике, которая включает в себя его идентификационный
номер, данные паспорта, данные об образовании, карьерный рост на предприятии и
пр., – все это определенные знания. Они позволяют структурировать данные о
работниках и в результате обработки этих данных получать новые знания о составе
работающих и о тенденциях развития человеческого капитала на предприятии.
Каждая организация в ходе своей
деятельности осуществляет сбор данных, их структуризацию и генерирование
нового знания. Чаще всего это знание касается технологии, если речь идет о
материальном производстве, а также технологии работы с клиентами и технологии
взаимодействия друг с другом, если речь идет о фирме, обслуживающей клиентов.
Также это может быть знание об окружающей среде организации – демографических,
макроэкономических, социальных, макроэкономических, технологических и
конъюнктурных трендах.
У компании Chrysler имеется собрание
компьютерных файлов, которые носят название "Книги инженерных
знаний" и представляют собой исчерпывающие данные и информацию о
создании автомобилей этой компании, которыми может пользоваться каждый
разработчик новых автомобилей. Когда управляющий получил данные о проведенных
крэш-тестах, он отказался их поместить в файлы без соответствующей обработки.
Он предложил ответить на следующие вопросы:
·
почему эти тесты проводились,
·
каковы результаты по сравнению другими аналогичными тестами данной компании
других лет и конкурентов,
·
какие выводы дали тесты для конструкции автомобиля и его основных узлов.
Аналогичные вопросы трансформируют
информацию в знания, более того, ответы на эти вопросы добавляют информации
ценность, или, говоря другими словами, добавляют стоимость. На практике
встречаются противоположные примеры, когда путем добавления ненужной, пустой
информации исходная информация теряет в своей цене. Происходит потеря стоимости
за счет размывания нужной информации в потоке информационного шума.
Знание - это комбинация опыта, ценностей,
контекстной информации, экспертных оценок, которая дает общие рамки для оценки
и инкорпорирования нового опыта и информации.
Знание существует в сознании тех, кто
знает. В организациях оно фиксируется не только в документах, но и в процессах,
в процедурах, в нормах, в целом в практике деятельности. Точно так же как
информация возникает из данных, так и знания возникают из информации путем:
·
Сравнения, определения области применения (как и когда мы можем применить
информацию об этом явлении к другому, аналогичному).
·
Установления связей (как эта информация соотносится с другой).
·
Оценки (как можно оценить данную информацию и как ее оценивают другие).
·
Определение области применения (какое применение имеет эта информация к тем
или иным решениям или действиям).
На рисунке представлено соотношение
понятий знания, информация и данные и процессы, которые сопровождают
превращение данных в информацию, а информацию в знания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий