Будущее принадлежит тем,
кто работает не руками, а головой.
Фрэнсис Бэкон.
Человечество вступает в эру знаний. Разные
авторы по-разному называют новую стадию развития. Э.Тоффлер, например, называет
ее эрой информации. Известны и другие названия: "Цифровая эра",
"Золотая эра", "Эра Парадоксов", "Постэкономическая
эра". Журнал "Экономист" назвал ее "Эрой Знаний". В
научных публикациях используется еще один термин – "экономика, основанная
на знаниях", или «экономика знаний». Если рассматриваются не только
экономические, но и социальные последствия нового периода развития, то в
публикациях используется термин «общество знаний». Именно эти термины получили
наиболее широкое распространение в отчетах авторитетных международных
институтов, таких как Всемирный банк, ООН, ЮНЕСКО.
Название современного периода
социально-экономического развития, в который вступает человечество, в конечном
счете, несущественно. Важно другое: в современном мире действуют новые
тенденции, одна из которых – превращение знания в ключевой ресурс развития,
глобализация конкуренции, основанной на создании наукоемких и знаниеёмких
продуктов и услуг.
Как указывает резолюция 59(1), принятая в
1946 году на первой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных
Наций, «свобода информации является основным правом человека и ... представляет
собой критерий всех видов свободы, защите которых Объединенные Нации себя
посвятили». Этот принцип провозглашается в статье 19 Всеобщей декларации прав
человека 1948 года: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на
свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно
придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять
информацию и идеи любыми способами и независимо от государственных границ».
Свобода выражения мнений включает в себя
уважение свободы, необходимой для научных исследований и творческой
деятельности, которая провозглашена Международным пактом об экономических,
социальных и культурных правах в статье 15. Дело в том, что для создания
подлинного общества знания невозможно ограничиться лишь свободой передачи
информации: необходимо обмениваться информацией, сопоставлять, критиковать,
оценивать и осмысливать информацию, чтобы каждый человек был способен
производить новые знания на основе информационных потоков.
Концепция общества знания достаточно
широка. До тех пор, пока люди во всех странах не смогут критически оценивать
информацию, пока они не смогут анализировать информацию, сортировать ее и
включать элементы, их интересующие, в собственную базу знаний, информация будет
представлять массу неопределенных данных. Люди должны научиться владеть
информацией, чтобы информация не владела ими. Именно поэтому
ЮНЕСКО подчеркивает, что концепция общества знания «должна рассматриваться
как многообразное изменяющееся общество, открытое демократическому выбору».
«Наш подход основан на четырех важнейших принципах, которые лежат в основе
задач и целях нашей Организации, — подчеркивает генеральный
директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура, — свобода слова, равный доступ к
образованию, всеобщий и универсальный доступ к информации, включая широкое
общественное использование информации, сохранение и развитие культурного
разнообразия, включая языковое разнообразие».
Экономика, основанная на знаниях, - это
экономика, которая создает, распространяет и использует знания для обеспечения
своего роста. Это экономика, которая широко использует знания в разнообразной
форме. В рамках этой экономики знания создаются в виде научной и
высокотехнологичной продукции, высококвалифицированных услуг и образования.
Строго говоря, любое общество, в том числе
и общество древнего Египта, и древнего Рима, основывается на знаниях. В то же
время сегодня, в начале XXI века мы говорим об обществе, основанном на знаниях,
подразумевая революционные процессы ускорения обмена знаниями и информацией. В
этот обмен втягивается все больше людей, так что практически каждый занятый
скоро будет участвовать в процессе обработки и использования знаний и информации
в процессе создания новых знаний.
Экономика, основанная на знаниях,
позволяет превращать знания в доход, причем не только в отраслях,
непосредственно связанных с высокими технологиями.
Экономика, основанная на знаниях,
характеризуется более высоким уровнем рисков, с которыми сталкиваются субъекты
этой экономики. Увеличивающийся темп изменений в современной экономике приводит
к тому, что появление нового знания все быстрее обесценивает не только
материальные элементы и факторы производства, но и делает бесполезными многие
нематериальные факторы производства, в том числе патенты, ноу-хау и пр. В связи
с этим вложения в эти факторы производства могут окупиться не полностью, что
может привести к убыткам.
Информационная компонента начинает
доминировать в любом производстве и бизнесе. Развитость информационной
компоненты становится одновременно фактором, индикатором и результатом развития
страны или региона. Развитость информационной инфраструктуры (которая
одновременно является инфраструктурой бизнеса) становится фактором притяжения и
развития деловой активности. Компьютерные сети, вычислительная техника,
компьютерный дизайн, средства связи сегодня становятся тем, чем были в конце
XIX в. железные дороги – катализатором и фактором социально-экономического развития
всего общества. Информация становится сегодня ресурсом развития, а зрелость
информационных технологий определяет темп этого развития.