Верь тому, что ты знаешь, сосредоточься,
и ты
откроешь для себя способ летать.
Р.Бах
Существуют индивидуальные
и групповые знания. То, что знает отдельный человек, является его
индивидуальным знанием. Традиционные представления исходят из того, что знания
– это прерогатива отдельных людей, при этом группа – это лишь простая сумма членов этой группы, а
групповое знание – сумма их знаний.
Существует другая,
современная точка зрения, в соответствие с которой группа людей формирует новую
сущность со своей уникальной спецификой. В рамках этого представления можно
говорить о групповом поведении и о групповом знании соответственно. Таким
образом, знание может быть не только у отдельного человека, но и у группы
людей.
Билл Гейтс в
книге "Бизнес со скоростью мысли" пишет о необходимости повышения
интеллектуального потенциала организации, или корпоративного коэффициента
интеллекта (IQ). При этом он имеет в виду не только количество умных
сотрудников, но и накопление знаний в компании в целом и свободное
распространение информации, которое позволяет сотрудникам пользоваться идеями
друг друга. Конечная цель создания высокого корпоративного IQ, по Гейтсу, состоит в том, чтобы
группа могла вырабатывать идеи и воплощать их в жизнь столь же эффективно, как
это мог бы делать один человек, сконцентрировавший свои силы на решении задачи.
«Когда же набирается критическая масса людей с высоким IQ, работающих рука об руку друг с
другом, потенциал компании взлетает просто до небес. Эта взаимная стимуляция
порождает множество новых идей и способствует выходу менее опытных работников
на самые высокие уровни квалификации. Компания в целом начинает работать лучше».
Знания различаются также
по своему предмету. Можно предложить следующую классификацию знаний,
формирующихся в рамках организации в
порядке возрастающей значимости. Эта классификация из книги Quinn J. B. and
oth. Innovation Explosion. Using Intellect and Software to Revolutionize Growth
Strategy. 1997.представлена в таблице.
Виды знаний
Вид знаний
|
Содержание вида знаний
|
Что позволяют эти знания сделать
|
Знаю что
|
Когнитивное знание, знание фактов, необходимых для выполнения той или
иной работы
|
Этот вид знаний важен, но не критичен (можно знать правила игры в
футбол, но не играть)
|
Знаю кто
|
Когнитивное знание, знания об отношениях, о контактах, о том, кто
обладает необходимыми умениями и возможностями, а также знаниями
|
Этот вид знаний особенно важен в процессе сетевых
взаимодействий
|
Знаю как
|
Продвинутые умения, знания о процессах, процедурах, методиках,
инструментах, технологиях, которые используются в компаниях
|
Этот вид знаний позволяет выполнить задание, однако можно выполнить
задание, но не иметь представления о процессе в целом.
|
Знаю где
|
Знания о том, где можно найти необходимую информацию, а также с
помощью каких поисковых средств можно это сделать
|
Этот вид знаний особенно важен при работе с современными средствами
поиска и обработки информации
|
Знаю почему
|
Системное понимание, знания о контексте деятельности отдельных работников
и компании в целом, знания о перспективах, о факторах деятельности.
|
Этот вид знаний особенно важен при реализации
стратегических планов развития. Этот вид знаний дает понимание зависимости между
элементами и их влияния на процессы, включает
также знания по поводу того, в какой момент наиболее целесообразно
осуществлять те или иные действия или прекратить активность.
|
Чувствую как и почему
|
Синтез и тренированная интуиция, знания, которые позволяют соединить
два или более аспекта для получения нового эффекта.
|
Этот вид знаний дает возможность генерировать и
реализовывать инновации, а также позволяет координировать работу в
организации, направляя ее в русло высокой эффективности.
|
Знания лишь
с определенной долей условности являются относительно самостоятельными видами.
Они всегда существуют совместно, дополняют друг друга и не могут друг без друга
существовать.
Знания сами по себе не
могут решить всех проблем эффективного функционирования организации. Так,
например, в организации может присутствовать достаточно продвинутое понимание деятельности
отдельных работников и компании в целом, знания о перспективах, о факторах
деятельности (так называемое «знаю почему»).
В то же время без соответствующей мотивации персонала трудно
рассчитывать на высокий результат деятельности такой организации.
Существуют научные
знания. Они могут быть «упакованными» в голове ученого, также они могут быть
изложены в научном трактате в кодифицированной форме. Существуют
прикладные знания - к примеру, специальные знания мастерового,
который не только знает, как сделать тот или иной сложный продукт, но и умеет
осуществить все необходимые операции. В этом случае знания находятся в голове и
в руках конкретного мастера, при этом они не могут быть кодифицированы. В
данном случае мастерство выступает как «упакованные» знания. Знания могут
приобретать форму мудрости. В этом случае мы имеем, как правило, кодифицируемые
знания, дополненные опытом и интуицией. Эти знания также сформированы на основе
опыта.
Знание может быть явным и
неявным. Явное знание (его также называют эксплицитным) может быть выражено в
виде слов и цифр и может передаваться в формализованном виде на носителях.
Это относится к тем видам знаний, которые передаются в форме предписаний,
инструкций, книг, на дискетах, в виде памятных записок и пр.
Неявное знание
(его также называют тацитным) в принципе
не формализуется и может существовать лишь вместе с его обладателем - человеком
или группой лиц.
К неявному знанию относятся технические навыки мастеров своего дела. Эти
навыки, как правило, являются результатом многолетней практики. К неявным
знаниям также относятся верования, ценности, ментальные модели, которые мы
используем, не задумываясь о них
Явное знание может быть выражено в форме
слов и цифр, и его можно передать в форме данных, научных формул, спецификаций,
руководств, принципов и пр. Мы можем их записать, сообщить другим, ввести в
базу данных. Японцы считают, что эта форма знаний - лишь надводная часть
айсберга. Кроме явного, существует неявное знание, которое невозможно
формализовать, что делает затруднительным его передачу от одного человека
другому. Оно связано с интуицией, прозрением, догадками, идеалами, ценностями.
Этот вид знаний – основа индивидуальных действий и опыта. В состав неявного
знания входят разные ноу-хау, секреты мастерства, опыт, озарения и интуиция.
Важнейшей частью
управления знаниями выступают технологии распространения, адаптации,
конвертации и использования именно неявных знаний, которые тесно переплетены с
эмоциями, принципами, приверженностью и др.
Существуют два вида неявного знания:
технические навыки, которые проявляются у мастеров своего дела, и выступают,
как правило, результатом многолетней практики; верования, идеалы, ценности и
ментальные модели, которые мы используем, не задумываясь о них.
Неявные знания формируются и развиваются в
процессе создания и укрепления позитивной корпоративной культуры и с помощью
средств группового взаимодействия (ретриты, творческие группы и пр.)
Отношение
к явному и неявному знанию со стороны коммерческих организаций весьма
противоречиво. С одной стороны, многие фирмы стремятся перевести неявное знание
в явное. Это делается для того, чтобы, с одной стороны, не зависеть от
отдельных личностей, а с другой – продублировать значимые достижения. В то же
время эти фирмы не заинтересованы в том, чтобы основные конкурентные
преимущества перешли в форму, готовую для дублирования. Именно поэтому многие
компании стараются сохранять некоторые из своих конкурентных преимуществ в тех
формах, которые не поддаются дублированию (специфические тренинги,
корпоративная культура, специальные системы обслуживания и пр.). Основные виды
знаний представлены в таблице.
Отличительные признаки явных и неявных знаний
Явные
|
Неявные
|
|
Индивидуальные
|
Знания отдельных людей, которые могут быть записаны и
переданы в виде документов
|
Умения отдельных людей, их компетенция, их нормы и верования, существующие вместе
со своим носителем
|
Групповые
|
Знания групп людей, которые можно кодифицировать (нормы
взаимодействия, процедуры)
|
Знания групп людей, которые невозможно кодифицировать и
передать в виде документа (групповая культура, рутины и коллективные нормы)
|
Знания формирует опыт. Информация, полученная из учебных курсов, бесед,
книг, наслаиваясь на реальный опыт, может формировать новое знание. Опыт
открывает историческую перспективу для оценки новой ситуации и новых событий.
Поэтому знания коррелируются с опытом. Когда организация нанимает опытного эксперта,
она фактически покупает его оценки, базирующиеся на его личном опыте.
Носителем и явного, и
неявного знания может быть не только конкретная личность, но и организация. Следовательно, можно говорить и о
неявном (тацитном) групповом знании, которое лежит в основе устойчивых моделей
коллективных реакций и внутренних взаимодействий.
В западной литературе для
обозначения неявного группового знания иногда используется термин «рутины» (routines), которые есть повторяющиеся по
шаблону действия, регулярные поведенческие шаблоны организации. Рутины – это
то, что происходит автоматически, без
инструкций и в отсутствие процедуры
выбора, при этом рутины не могут быть кодифицированы.
В русском языке под
рутиной понимается заведенный порядок, установившаяся практика, определенный
режим, шаблон, сложившиеся правила, касающиеся занятий людей. В то же время
понятие «рутина» имеет еще один оттенок:
это косный порядок, то есть такой порядок, который тяготеет к старому,
привычному, в силу своей отсталости невосприимчивый к новому, прогрессивному. В
тех случаях, когда термин «рутина» применяется для обозначения группового
неявного знания, то оттенки, относящиеся к косности, отсутствуют.
Таким образом, персональное неявное знание – это, прежде всего умения.
В то же время групповое неявное знание - это, прежде всего рутины. Рутины
существуют не изолированно, образуя взаимную зависимость. Некоторые рутины
могут быть неявными для одних членов группы (организации) и явными для других.
Таким образом, границы между явными и
неявными знаниями относительны, более того, можно говорить о степени неявности
тех или иных знаний.
Наличие неявных знаний в
организации заставляет подходить к управлению знаниями нетрадиционным способом,
смещая внимание к средствам прямого общения между людьми. Важно не только и не столько создать
корпоративную энциклопедию, в которой записано все, что кто-либо из работников
знал, и с чем сталкивался. В случае с неявными знаниями важнее иметь под рукой
координаты людей, которые знают рецепт и имеют соответствующий опыт, а также
создавать культуру общения через соответствующие форматы («мозговые штурмы»,
совещания, «разборы полетов» и пр.) и соответствующие средства общения
(электронная почта, персональные сайты, телеконференции и пр.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий