В последнее время,
говоря о перспективах развития, стало модным рассуждать не только о стратегии,
стратегическом планировании, но и о кластерах, подразумевая
под этим все что угодно. Доходит до того, что безграмотные консультанты,
призванные сформировать стратегию муниципального образования, гордо именуют
кластером три рыболовецких артели и небольшой консервный заводик.
На самом деле кластер
(от англ. cluster — гроздь, скопление) представляет собой скопление множества
однотипных объектов (например, звездное скопление, атомный кластер).
В экономическую науку понятие кластера ввел М. Портер. В своем фундаментальном труде «Международная конкуренция» (М., Международные отношения.1993) он говорит о большом числе однородных и взаимосвязанных друг с другом фирм, расположенных на относительно небольшой территории или в рамках одной национальной экономики. Для развития кластера важны различные формы кооперации, такие, например, как торгово-промышленные палаты, ассоциации производителей и пр., а также велика роль местных администраций, предоставляющих участникам этих агрегаций те или иные услуги и обеспечивающих им благоприятные условия функционирования и развития.
Во многих странах
успешно развивающиеся кластеры становятся точками роста, своеобразными
локомотивами экономического развития. Ярким примером бурного развития кластера
может быть виноделие Новой Зеландии.
По своим масштабам это
государство, насчитывающее всего 4,2 млн жителей, может быть сопоставимо с
российским регионом. До недавнего прошлого виноделие здесь хотя и существовало,
но было малозначимым, вино производилось в небольших количествах и лишь для
местного потребления. Однако за последние 10–20 лет произошла винная революция.
С 1996 по 2011 годы число винодельческих хозяйств увеличилось более
чем в три раза, достигнув 700 хозяйств. Площадь земель, используемых под
виноградники, расширилась с 6 тыс. до 33 тыс. гектаров. Производство вина
выросло с 57 млн до 235 млн литров, а экспорт за те же годы — с 11 млн до 154
млн литров, то есть в 14 раз (в стоимостном выражении — с $60 млн до $1094 млн,
то есть более чем в 18 раз).
Быстрый рост
винодельческого кластера стал возможен благодаря эффективной экономической
политике новозеландского правительства, развитой институциональной
инфраструктуре, а также вследствие эффективной самоорганизации виноделов, умело
сочетающих в своей деятельности конкуренцию и кооперацию. Все действия
осуществляются согласованно, в рамках Новозеландского совета виноделов,
проводятся совместные научные исследования, общими усилиями новозеландские вина
продвигаются на внешний рынок, укрепляется сотрудничество с университетами.
Данный пример
показывает, что интенсивно развивающийся кластер становится основой развития
отдельных регионов страны (Мартинборо на юге Северного острова и Марлборо на
севере Южного острова Новой Зеландии). Объектом стратегического планирования в
этих регионах страны становится развитие этого кластера.
В отечественной
экономике примерами классических кластеров могут служить аутсорсинговые фирмы,
оказывающие услуги в области информационных технологий, а также логистический
кластер. И в том, и в другом случае есть много участников рынка, предлагающих
однородные услуги. В сфере ИТ-услуг действует множество малых фирм, наряду с
которыми имеется несколько крупных системных интеграторов, а также крупные
импортеры оборудования и дистрибьютеры. В логистическом кластере действует
множество организаций, предлагающих услуги по организации перевозок,
таможенному оформлению грузов, складскому обслуживанию. И в обоих случаях речь
идет о большом числе относительно однородных компаний, формирующих конкурентную
среду. Эти кластеры вследствие интенсивной конкуренции внутри них способствуют
тому, что потребитель получает более качественные и более дешевые услуги.
повышению эффективности у потребителей данных услуг. В ряде
случаев участники этих кластеров вступают друг с другом в кооперационные связи,
что обеспечивает повышение эффективности их деятельности.
Особенностью развития
территории на основе кластера является сочетание конкуренции между участниками
кластера и их плодотворной кооперации. Таким образом, можно выделить основные
критерии кластера:
- большое число относительно однородных участников,
- сочетание конкуренции и кооперации.
Обычно в состав кластера
входят не только основные предприятия, но и обеспечивающие их деятельность
элементы инфраструктуры. Именно сочетание конкуренции и эффективного
сотрудничества позволяет кластеру развиваться успешно, демонстрируя достаточно
высокие темпы роста и формируя условия конкурентоспособности для всех
участников. Грамотное применение подходов и принципов формирования и развития
кластера в отечественной практике может существенно повысить результативность
развития российских регионов.
Сертификация систем менеджмента качества по ИСО 9001 http://www.rospromtest.ru/content.php?id=5
ОтветитьУдалить