Стратегическое планирование
развития региона во многом сходно со стратегическим планированием развития
города. Поэтому эти два вида планирования можно рассматривать совместно.
Стратегическое планирование социально-экономического развития
города и региона — это не одноразовое действие, а систематический процесс, с помощью которого местные сообщества
создают картину своего будущего и определяют этапы его достижения, исходя из
местных ресурсов.
Такое планирование предусматривает:
·
согласование
групповых интересов внутри местного сообщества;
·
инвентаризацию реальных ресурсов, ограничений и благоприятных
факторов;
·
определение
реальных целей и задач;
·
формирование
программ и планов действий.
Стратегия экономического
развития городов и регионов должна разрабатываться и реализовываться
совместными усилиями органов государственной власти, представителей частного
бизнеса и государственных предприятий, общественных организаций и органов
территориально-общественного самоуправления.
Стратегический
план развития
региона — это
управленческий документ, содержащий взаимосвязанное описание характеристик следующих
аспектов деятельности по развитию региона:
·
цели развития региона;
·
пути достижения поставленных целей;
·
потенциальные возможности, реализация которых позволит достичь успехов;
·
методы организации движения по избранным направлениям;
·
ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей;
·
способы использования ресурсов.
Как правило, стратегический
план — короткий документ, в котором основное внимание уделено перспективам
региона (города) и определены ключевые факторы для каждой сферы экономики. Он
не отменяет и не подменяет другие виды планов; не является развернутым комплексным
планом и определяет развитие лишь в наиболее важных, приоритетных для региона
(города) областях. Стратегический план развития региона — не изолированный документ, он должен быть согласован со
стратегиями развития страны и муниципальных образований этого региона.
Стратегический
план не является административным документом. Скорее, это договор общественного
согласия, в соответствии с которым власти, предприятия и общественные
организации принимают на себя определенные обязательства. Он разрабатывается и
реализуется всеми акторами, влияющими на развитие региона (города), с учетом
интересов и при участии населения. Обязательное условие успешности плана — участие в его формировании органов
власти областного и федерального уровня, потенциальных инвесторов, общественных
организаций, населения. План адресован
всему местному сообществу, задает ориентиры для населения, бизнеса, власти и потенциальных
внешних инвесторов.
Сегодня нередко
происходит подмена понятий: стратегией называют долгосрочный план мероприятий
региональной или городской администрации, хотя это принципиально разные вещи. Если
основные экономические субъекты и население (так называемые стейкхолдеры) не
участвовали в разработке стратегии и их не информировали о ее содержании, то, строго
говоря, такой документ стратегией не является.
Стратегический
план — это не директива, а, скорее, свод согласованных требований населения и предприятий
к администрации. Это договоренность о конкретных, имеющих стратегическую
важность для региона (города), мерах, которые необходимо предпринять. Стратегическое
планирование направлено на поиск общественного консенсуса, на вовлечение в процесс
принятия решений (а значит, и в процесс реализации этих решений) широкого круга
активных лиц. По сути, речь идет о механизме стратегического партнерства в
регионе, о механизмах поиска стратегических ориентиров и обеспечения
согласованности действий по их достижению.
Стратегическое планирование — процесс непрерывный. Уходит в
прошлое ограниченное и неконструктивное представление о том, что составление
стратегического плана —
это единовременная акция. «Продвинутое» руководство любого территориального
образования — от
маленького муниципалитета до крупного региона — начинает понимать, что это процесс не дискретный, а
непрерывный. Это постоянная деятельность. Неверно думать, что «у нас уже есть
стратегический план, разработанный в позапрошлом году. Осталось только его
выполнить».
Ложно также и представление
о стратегическом планировании как о долгосрочном процессе, повторяющемся с
периодичностью в несколько лет. Более того, такое представление чревато
опасными последствиями: план, однажды созданный и не скорректированный,
перестает быть живым документом и представляет ценность лишь как исторический
документ.
Чтобы стратегическое
планирование было успешным, нужно постоянно отслеживать изменения внешней
среды, изучать новые стратегические альтернативы, прогнозировать будущие
вызовы, корректировать отдельные элементы стратегии.
Непрерывно идет и поиск
путей успешного выполнения стратегического плана. Жизнь постоянно вносит в
планы коррективы. Одни аспекты выработанной стратегии реализуются, другие — нет; одни задачи выполняются
легко, другие — с
трудом или медленнее. Поэтому во все стратегические планы следует вносить
поправки. Пересмотр бюджета, изменение политики, корректировка тактических
задач, кадровые перестановки —
все это необходимо учитывать в новых версиях любого стратегического плана.
«Стратегические планы создаются не для того,
чтобы их выполняли», — любят шутить специалисты по стратегическому управлению.
Действительно, цели развития той или иной территории определены не навсегда. Внешняя
обстановка настолько изменчива, что необходимо постоянно корректировать не
только текущие действия, но и стратегические направления работы. Поэтому корректировка стратегического плана на
основе регулярного анализа изменений — неотъемлемая часть стратегического
управления.
Главный вопрос, на который
отвечает стратегический план регионального развития, — как повысить уровень
благосостояния населения региона и заложить прочные основы для его повышения в
будущем?
Стратегического
планирование не допускает единого подхода, поскольку города и регионы
отличаются друг от друга по следующим параметрам:
·
размерам экономической активности,
·
географии и природным ресурсам,
·
экономическим условиям,
·
особенностям и результатам экономической активности,
·
социальной организации жизнедеятельности населения,
·
условиям и эффективности деятельности
органов местной власти.
Каждый город и
регион, сталкиваясь с проблемами, решает их по-своему, но есть общие подходы, а
именно:
План выделяет
сильные и слабые стороны региона и направлен на то, чтобы усилить, развить,
сформировать конкурентные преимущества региона. Среди этих преимуществ на
первое место выходят прежде всего преимущества в условиях жизни людей.
1.
План содержит идеи
и принципы, которые дают ориентиры производителям товаров и услуг, инвесторам,
администрации и населению, помогая им реализовать решения, основанные на видении перспектив развития.
2.
План формируется в результате партнерского взаимодействия всех
региональных сил и представляет собой не директиву, а, скорее, компиляцию
разумных рекомендаций, адресованных администрации со стороны предпринимателей и
населения.
3.
План содержит соглашение
относительно специфических мер стратегического характера, которые важны и
для производства, и для населения региона.
4.
План — это комбинация
долгосрочного видения и первоочередных мер.
По всем
основным направлениям реализации стратегии развития целесообразно разработать
подцели и механизмы их достижения, определив необходимые для этого ресурсы,
предполагаемый эффект, а также способы контроля и мониторинга.
Сегодня стратегическое планирование получило
широкое распространение в нашей стране. Однако не всегда и не во всем оно
опирается на научные принципы и проверенные опытом приемы. В частности,
стратегические планы развития городов не всегда корреспондируются с планами
развития регионов, а те, в свою очередь, — с планами развития народного
хозяйства в целом. Нередко содержащие эти планы документы, являют собой
результат бюрократического бумаготворчества. Не ведомые ни населению, ни
основным экономическим субъектам, эти планы формируются в отрыве от интересов
основных стейкхолдеров. В ряде случаев отсутствуют процедуры мониторинга их выполнения
и стратегического контроля.
Как показывает отечественная
практика, своеобразным камнем преткновения для стратегического планирования становится
формулировка целей развития региона или города. При отсутствии четко сформулированных
целей трудно говорить о вразумительной стратегии. Как правило, цели
регионального развития характеризуют желательный уровень качества среды
проживания в данном регионе, а также формируют количественные и качественные
ориентиры экономического развития. Основой для их формирования служат
количественные и качественные данные о сообществе. Таким образом, цели
одновременно служат критерием развития, ориентиром для действий и позволяют
отделить желательные меры от нежелательных.
Главная
цель развития любого региона — устойчивое улучшение качества жизни всех
категорий местного населения. Эта цель может быть выражена более подробно через
характеристики и параметры развития региона, которые должны быть измеримыми и
ориентированными во времени.
На стадии разработки
концепции социально-экономического развития региона делаются окончательные
выводы о целях, факторах и механизмах этой деятельности, а также о методах
управления данным процессом.
Примерная структура концепции развития
может быть следующей:
· цели и задачи развития;
· принципы развития;
· факторы развития;
· приоритетные направления;
· ресурсы развития;
· механизмы развития.
На основе сформированной
концепции разрабатывается план конкретных действий, стандартный вариант которого
включает задачи и сроки их решения, сведения об ответственных лицах, ожидаемые
результаты, размеры и источники финансирования, способы промежуточного контроля
и обратной связи. Весьма важным аспектом этой стадии стратегического планирования
является анализ баланса результатов и затрат, связанных с реализацией плана.
Стратегическое управление
развитием региона предполагает не только наличие рабочей программы действий, но
и постоянный мониторинг социально-экономического состояния региона, сравнение
данных мониторинга с целями и критериями регионального развития, а также оценку
эффективности и результативности принятых мер. Кроме того, нужно получить ответы
на вопросы: совместима ли стратегия с ресурсами, с данными об окружающей среде?
помогает ли стратегия решить острые проблемы региона? получает ли стратегия
поддержку населения?
Мониторинг и оценка
деятельности помогают удостовериться в том, что проекты эффективны и их
реализация идет нормальным темпом, а также установить, есть ли необходимость в
корректировке. Заметим, что мониторинг и оценка являются хоть и родственными,
но разными видами деятельности. Мониторинг выявляет результаты, в то время как
оценка сравнивает результаты с конкретными показателями и с планом в целом. Без
мониторинга оценка проектов невозможна.
Краткое рассмотрение актуальных
вопросов стратегического планирования развития регионов и городов позволяет сделать
следующие выводы. Современный подход к вопросам экономического развития региона
состоит в том, чтобы эти вопросы заботили не только специалистов и экспертов,
но и политиков, управленцев, бизнесменов, всего населения. Стратегическое
планирование социально-экономического развития города, региона в обязательном
порядке предусматривает: 1) согласование групповых интересов внутри
территориального сообщества; 2) инвентаризацию реальных ресурсов, ограничений и
благоприятных факторов; 3) определение реальных задач и целей; 4) разработку программ
и планов действий.
Узнать стоимость сертификата ИСО 9001 http://www.rospromtest.ru/content.php?id=5
ОтветитьУдалить