среда, 8 августа 2012 г.

Обучающаяся организация


Быстрые изменения внешней среды организаций в конце ХХ – начале XXI века повлекли за собой развитие концепции «обучающейся организации». Суть её в том, что, обучаясь, организация приобретает способность делать нечто такое, чего ранее не «умела». Обучаясь, она заново воспринимает мир и свою связь с ним. В такой организации обучаются не только ее отдельные сотрудники, но и вся организация в целом.
Обучающаяся организация – это такая организация, которая создает условия для обучения и развития всех работников, и находится в процессе постоянного самосовершенствования. В обучающейся организации происходит перестройка сознания ее сотрудников. В рамках такой организации люди постоянно открывают для себя, каким образом они создают новую реальность и каким образом могут ее изменить.
Обучающаяся организация способна совершенствовать умения и навыки на индивидуальном и коллективном уровне. В рамках такой организации обучение происходит не только в традиционных формах семинаров, тренингов, но и в процессе трудовой деятельности, когда люди делятся своими знаниями, помогают друг другу.
Термин «обучающаяся организация» ввел в научный оборот Питер Сенге, автор всемирно известной работы «Пятая дисциплина». Вот пять основных понятий, или «дисциплин» П. Сенге, образующих ансамбль технологий, необходимых обучающимся организациям.
Совершенствование личного мастерства, которое должно происходить не только тогда, когда имеющиеся навыки перестают отвечать требованиям внешней среды, но и тогда, когда сам человек по своей собственной инициативе продолжает постоянно совершенствовать собственные знания и умения.
Создание общего видения. Эта дисциплина сконцентрирована на общих целях, достигаемых в результате совместной сплоченной работы. Она позволяет формировать общее представление будущего состояния организации, столь необходимое для движения вперед. Формирование общего видения  поощряет искреннюю заинтересованность в общем успехе. Практика общего видения включает умение воспроизводить общие «картины будущего», которые укрепляют участие работников в процессе постоянного совершенствования организации.
Групповое обучение. Эта дисциплина направлена на создание нового группового знания и предполагает отработку практических приемов взаимодействия людей в группе. Групповое обучение происходит как в рамках всей организации в целом, так и в рамках отдельных команд. В данном случае речь идет не только о тренингах или семинарах, но и о свободном обмене мнениями в группах — диалоге. Именно диалог между сотрудниками приводит к таким прозрениям, которые могут быть недоступны для каждого в отдельности. В рамках диалога происходит прояснение тех или иных обстоятельств, а дискуссия служит инструментом выбора наилучшего варианта. Именно групповое обучение обладает синергетическим эффектом, когда целое становится больше суммы частей: результат обучения группы превосходит сумму результатов обучения отдельных сотрудников организации.
Выявление преобладающих ментальных моделей. Ментальные модели глубоко укоренились в нашем сознании. Каждый человек наделен скрытыми убеждениями и верованиями, которые влияют на его мышление. Эти убеждения могут мешать эффективным действиям. Многие представления о новых способах действий или о новых управленческих технологиях могут вступать в конфликт с укоренившимися ментальными моделями. Именно поэтому продуктивные управленческие идеи так и остаются не воплощенными в жизнь. Четвертая дисциплина предлагает заглянуть внутрь самих себя для анализа интеллектуальных штампов. Извлечение их на свет и обсуждение создает пространство для изменений и служит целям трансформации той или иной организации. 
Системное мышление. Это пятая дисциплина, которая объединяет все предыдущие.
В обучающихся организациях результат обучения не ограничивается тем, что работники становятся более квалифицированными. С помощью обучения сотрудников, а также благодаря групповым методам работы организации становятся гибкими и адаптивными, меняющимися по мере того, как они учитывают новые обстоятельства своего собственного функционирования и развития. Основной идеей организационного обучения  является создание малых групп, решающих одновременно две задачи: решить проблему или выполнить проект и представить полученный материал руководству для последующего использования; обучаться в процессе выполнения задач, сделать полученные знания достоянием всех участников.
Обучение организаций - это не простое накопление опыта. Опыт превращается в знания, если организация меняется в процессе фиксации уроков, приобретенных с опытом. Это новое знание может быть индивидуальным, в виде новых умений и подходов сотрудников, которые они получили в процессе обучения. Оно может быть и групповым, которое проявляется в новом стиле поведения и в новых элементах корпоративной культуры, которые приобретает организация в результате опыта.

1 комментарий: