Компании сегодняшнего дня сильно
отличаются от компаний прошлого, прежде всего новой структурой основного
капитала. Сегодня не основные фонды и материальные запасы определяют этот
капитал, а информация, знания, то, что называется интеллектуальным капиталом.
Большая часть стоимости многих продуктов создается не столько на стадии
материального производства, сколько на стадии маркетинга, сбыта и НИОКР,
планирования, транспортировки, продажи и обслуживания. Источником добавленной
стоимости становится не столько непосредственное производство, сколько дизайн,
контроль качества, маркетинг и обслуживание, то есть те виды деятельности,
которые непосредственно связаны с генерированием, трансформацией и
использованием знаний. Характерная черта современного производства - наличие
компонента знаний в каждом продукте и услуге.
Современное производство – это, прежде всего использование знаний, таланта, опыта персонала. Все больший удельный вес среди занятых на современном производстве занимают инженеры, бухгалтеры, конструкторы, дизайнеры, специалисты по персоналу, сбыту и маркетингу, эксперты по информационным сетям. Все в меньшей мере современное производство основывается на непосредственном материально-вещественном воздействии.
Меняется суть деятельности коммерческих
фирм. Главное – не просто произвести что-то, а произвести, продать, ответить на
новый технологический вызов, опередить конкурентов, учесть новые запросы
потребителей и научиться действовать в новых рамках более жесткого
конкурентного окружения и социального контроля со стороны государства и
общества.
В экономике, основанной на знаниях,
особенно остро стоят вопросы границ и внутренней структуры предприятия. В
последние годы в ЦЭМИ РАН, прежде всего в работах В.Л.Макарова и Г.Б.Клейнера,
разработана системно-интеграционная теория предприятия. В соответствии с ней
предприятие можно рассматривать как объединение семи подсистем: ментальной,
культурной, институциональной, когнитивной, технологической, имитационной и
исторической подсистем. Данное представление позволяет существенно расширить
традиционные представления о продукции предприятия, которая включает в себя не
только товары и услуги, но и институты, знания, поведенческие решения и
образцы, корпоративную культуру, корпоративный менталитет и пр. Соответственно,
изменяется представление об обмене. Предприятия обмениваются не только товарам
и услугами, но и опытом, кейсами, подходами к решению задач, знаниями об
управлении и пр.
В традиционной экономике главная роль
принадлежала материальной подсистеме. В современной экономике другие подсистемы
становятся важны не менее, а подчас и более - среди них и когнитивная, и
ментальная, и имитационная, и пр. В этих условиях смещается и фокус
управления: с материальных потоков и запасов - к нематериальным,
т.е. к управлению информацией, культурой предприятия, ментальными моделями
сотрудников, созданием прецедентов, институтов, в том числе доверия,
корпоративного духа и обмена знаниями.
Точно так же смещается представление об
инвестиционных процессах. Если речь идет об инвестициях в интеллектуальный
капитал, то следует наряду с вложениями средств в элементы интеллектуального
капитала (в обучение персонала, развитие системы дистрибуции, в информационные
системы, бренд и пр.) рассматривать источники вложения нематериальной природы.
Среди них – интеллектуальные инвесторы, изменяющие ментальные модели
сотрудников; культурные доноры, оказывающие влияние на корпоративную культуру;
институциональные инвесторы, влияющие на изменение институтов внутри
организации; когнитивные инвесторы, вкладывающие непосредственно свои знания;
имитационных доноры, то есть аналогичные предприятия, которые генерируют свой
опыт, который можно перенести на другую почву. Подробнее о
системно-организационной теории предприятия см. Макаров В. и Клейнер Г. Микроэкономика знаний. - М.: Экономика,
2007. - С. 94-114.
Я здесь, чтобы поделиться своим свидетельством о том, что хорошая кредитная компания сделала для меня. Меня зовут Никита Таня, я родом из России, и я прекрасная мама троих детей. Я потеряла деньги, пытаясь получить кредит, это было так тяжело для меня и моих детей, что я зашла в интернет, чтобы получить помощь в кредите, все надежды были потерял до одного верного дня, когда я встретил моего друга, который недавно получил кредит от очень честного человека, мистера Бенджамина. Она познакомила меня с этим честным кредитным агентом, господином Бенджамином, который помог мне получить кредит в течение 5 рабочих дней, я буду вечно благодарен мистеру Бенджамину за то, что он помог мне снова встать на ноги. Вы можете связаться с г-ном Бенджамином по электронной почте: lfdsloans@outlook.com, они не знают, что я делаю это для них, но я просто должен это сделать, потому что многие люди, нуждающиеся в помощи по кредиту, пожалуйста, приходите этому честному человеку, и тебя тоже можно спасти .WhatsApp: (+ 1 989-394-3740)
ОтветитьУдалить