Если в начале ХХ века основными функциями
менеджмента были признаны планирование, координация, мотивация и контроль, то
в XXI веке в качестве полновесной функции
управления к ним присоединилось обучение. Без обучения сегодня не может
существовать и развиваться ни малый бизнес, ни международная корпорация, ни
государственное и муниципальное управление. Обучение становится неотъемлемой
частью управленческого процесса в различных социально-экономических системах.
Обучение становится решающим фактором
конкурентоспособности и успеха функционирования любой организации, любой
социально-экономической системы. В тех видах деятельности, в которых конкретные
знания быстро обесцениваются и теряют свою актуальность, очень важно постоянно
проводить обучение персонала. В первую очередь это касается персонала
управления. В условиях бурного развития теории и практики управления необходимо
постоянно осваивать новые методы управления, в том числе и конкретные приемы и
подходы. К ним относятся такие приемы, как мозговые атаки, работа в малых
группах, техника эффективных коммуникаций, выделение ключевых вопросов, анализ
слабых и сильных сторон, выработка стратегических планов, сбалансированная
система показателей и многие другие.
Особенно актуальными становятся навыки
эффективной коммуникации между людьми в процессе обсуждения проблем и
совместной выработки решений. Коммуникативность становится основным объектом
тренингов и обучения во многих организациях. Навыки коммуникативности особенно
важны для управленцев, поскольку от их наличия зависит умение совместно
выработать решение, провести мозговую атаку и рабочее совещание, использовать
современные информационные технологии. Важнейшим направлением обучения
современных управленцев как в организациях, так и в структурах государственного
управления становятся навыки анализа, оценки экономической и социальной
эффективности, формирования в коллективе позитивной организационной культуры.
Весьма существенным необходимым свойством персонала становится готовность и
умение принимать участие в выработке и реализации соответствующей стратегии.
Передовые компании внедряют в практику
непрерывное образование каждого работника в течение всей его трудовой
деятельности. Формы образования могут быть различными: стажировки и
командировки в учебные центры, лаборатории, на другие аналогичные предприятия;
курсы, организованные внутри фирмы; курсы в учебных центрах. Обучение часто
рассматривается не только как средство пополнения необходимых знаний, но и как
средство налаживания плодотворных контактов.
Корпоративное обучение, то есть обучение в
коммерческой организации, осуществляется в различных формах. Это и традиционные
формы обучения (семинары, тренинги), которые проводятся в рамках организации с
отрывом от основной деятельности или в рамках этой деятельности. Оно может
проводиться также в виде наставничества, или «мозговых атак». Формой обучения в
крупных организациях может стать корпоративный университет.
Наставничество как механизм передачи
знаний и накопленного опыта получило признание довольно давно – достаточно
вспомнить опыт деятельности ремесленных мастерских в средние века.
Технологический и управленческо-организационный опыт передавался здесь, как
правило, от отца к сыну, при этом основным методом передачи опыта было именно
наставничество. В последние годы вырос интерес к методам наставничества в
современных организациях. Современная концепция наставничества стала включать
взаимопомощь и так называемое «обратное наставничество», т.е. процесс получения
знаний от ученика.
В процессе наставничества происходит
неформальное обучение, которое осуществляется с помощью когнитивных
механизмов обучения (самоконтроль, обучение через наблюдение и т.п.), а также
такого инструмента, как сторителлинг. Сторителлингом (англ. story telling) называются подробные рассказы о прошлых
действиях руководства, взаимодействии сотрудников или о каких-то событиях,
которые обычно передаются в организации неофициальным путем. Как правило, эти
истории исходят из глубин организации и отражают ее нормы, ценности и культуру.
Во многих крупных организациях в последние
годы создаются самостоятельные подразделения, занятые обучением персонала.
Иногда эти подразделения становятся похожими на традиционные учебные заведения.
В этом случае их начинают называть корпоративными университетами. Основное
отличие корпоративного университета от обычного образовательного учреждения -
согласованность учебных программ со стратегией развития компании.
Содержание и формат курсов, сроки
обучения, преподавательский состав корпоративных университетов индивидуальны в
каждой организации. Однако цели, преследуемые разными работодателями, в целом
сходны: запуская в компании проект корпоративного университета, руководство
надеется сформировать единое понимание специфики бизнеса и внедрить современный
подход к управлению бизнес-процессами на всех уровнях.
Отлично! Наконец-то нашел, что хоть кто-то пишет, что обучение - это функция менеджмента. А то чего только в Интернете нет. А про функцию развития людей забыли. Вот так и многие руководители говорят: "А почему я должен учить персонал? Вон, пусть HR-отдел этим и занимается..."
ОтветитьУдалить