вторник, 7 августа 2012 г.

Стратегическое планирование социально-экономического развития регионов и городов

Стратегическое планирование развития региона во многом сходно со стратегическим планированием развития города. Поэтому эти два вида планирования можно рассматривать совместно.
Стратегическое планирование социально-экономического развития города и региона — это не одноразовое действие, а систематический процесс, с помощью которого местные сообщества создают картину своего будущего и определяют этапы его достижения, исходя из местных ресурсов.
Такое планирование предусматривает:
·        согласование групповых интересов внутри местного сообщества;
·        инвентаризацию реальных ресурсов, ограничений и благоприятных факторов;
·        определение реальных целей и задач;
·        формирование программ и планов действий.
Стратегия экономического развития городов и регионов должна разрабатываться и реализовываться совместными усилиями органов государственной власти, представителей частного бизнеса и государственных предприятий, общественных организаций и органов территориально-общественного самоуправления.
Стратегический план развития региона это управленческий документ, содержащий взаимосвязанное описание характеристик следующих аспектов деятельности по развитию региона:
·        цели развития региона;
·        пути достижения поставленных целей;
·        потенциальные возможности, реализация которых позволит достичь успехов;
·        методы организации движения по избранным направлениям;
·        ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей;
·        способы использования ресурсов.
Как правило, стратегический план короткий документ, в котором основное внимание уделено перспективам региона (города) и определены ключевые факторы для каждой сферы экономики. Он не отменяет и не подменяет другие виды планов; не является развернутым комплексным планом и определяет развитие лишь в наиболее важных, приоритетных для региона (города) областях. Стратегический план развития региона не изолированный документ, он должен быть согласован со стратегиями развития страны и муниципальных образований этого региона.
Стратегический план не является административным документом. Скорее, это договор общественного согласия, в соответствии с которым власти, предприятия и общественные организации принимают на себя определенные обязательства. Он разрабатывается и реализуется всеми акторами, влияющими на развитие региона (города), с учетом интересов и при участии населения. Обязательное условие успешности плана — участие в его формировании органов власти областного и федерального уровня, потенциальных инвесторов, общественных организаций, населения. План адресован всему местному сообществу, задает ориентиры для населения, бизнеса, власти и потенциальных внешних инвесторов.
Сегодня нередко происходит подмена понятий: стратегией называют долгосрочный план мероприятий региональной или городской администрации, хотя это принципиально разные вещи. Если основные экономические субъекты и население (так называемые стейкхолдеры) не участвовали в разработке стратегии и их не информировали о ее содержании, то, строго говоря, такой документ стратегией не является.
Стратегический план — это не директива, а, скорее, свод согласованных требований населения и предприятий к администрации. Это договоренность о конкретных, имеющих стратегическую важность для региона (города), мерах, которые необходимо предпринять. Стратегическое планирование направлено на поиск общественного консенсуса, на вовлечение в процесс принятия решений (а значит, и в процесс реализации этих решений) широкого круга активных лиц. По сути, речь идет о механизме стратегического партнерства в регионе, о механизмах поиска стратегических ориентиров и обеспечения согласованности действий по их достижению.
Стратегическое планирование процесс непрерывный. Уходит в прошлое ограниченное и неконструктивное представление о том, что составление стратегического плана это единовременная акция. «Продвинутое» руководство любого территориального образования от маленького муниципалитета до крупного региона начинает понимать, что это процесс не дискретный, а непрерывный. Это постоянная деятельность. Неверно думать, что «у нас уже есть стратегический план, разработанный в позапрошлом году. Осталось только его выполнить».
Ложно также и представление о стратегическом планировании как о долгосрочном процессе, повторяющемся с периодичностью в несколько лет. Более того, такое представление чревато опасными последствиями: план, однажды созданный и не скорректированный, перестает быть живым документом и представляет ценность лишь как исторический документ.
Чтобы стратегическое планирование было успешным, нужно постоянно отслеживать изменения внешней среды, изучать новые стратегические альтернативы, прогнозировать будущие вызовы, корректировать отдельные элементы стратегии.
Непрерывно идет и поиск путей успешного выполнения стратегического плана. Жизнь постоянно вносит в планы коррективы. Одни аспекты выработанной стратегии реализуются, другие нет; одни задачи выполняются легко, другие с трудом или медленнее. Поэтому во все стратегические планы следует вносить поправки. Пересмотр бюджета, изменение политики, корректировка тактических задач, кадровые перестановки все это необходимо учитывать в новых версиях любого стратегического плана.
 «Стратегические планы создаются не для того, чтобы их выполняли», — любят шутить специалисты по стратегическому управлению. Действительно, цели развития той или иной территории определены не навсегда. Внешняя обстановка настолько изменчива, что необходимо постоянно корректировать не только текущие действия, но и стратегические направления работы. Поэтому корректировка стратегического плана на основе регулярного анализа изменений — неотъемлемая часть стратегического управления.
Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития, — как повысить уровень благосостояния населения региона и заложить прочные основы для его повышения в будущем?
Стратегического планирование не допускает единого подхода, поскольку города и регионы отличаются друг от друга по следующим параметрам:
·        размерам экономической активности,
·        географии и природным ресурсам,
·        экономическим условиям,
·        особенностям и результатам экономической активности,
·        социальной организации жизнедеятельности населения,
·        условиям и эффективности деятельности органов местной власти.
Каждый город и регион, сталкиваясь с проблемами, решает их по-своему, но есть общие подходы, а именно:
План выделяет сильные и слабые стороны региона и направлен на то, чтобы усилить, развить, сформировать конкурентные преимущества региона. Среди этих преимуществ на первое место выходят прежде всего преимущества в условиях жизни людей.
1.     План содержит идеи и принципы, которые дают ориентиры производителям товаров и услуг, инвесторам, администрации и населению, помогая им реализовать решения, основанные на видении перспектив развития.
2.     План формируется в результате партнерского взаимодействия всех региональных сил и представляет собой не директиву, а, скорее, компиляцию разумных рекомендаций, адресованных администрации со стороны предпринимателей и населения.
3.     План содержит соглашение относительно специфических мер стратегического характера, которые важны и для производства, и для населения региона.
4.     План — это комбинация долгосрочного видения и первоочередных мер.
По всем основным направлениям реализации стратегии развития целесообразно разработать подцели и механизмы их достижения, определив необходимые для этого ресурсы, предполагаемый эффект, а также способы контроля и мониторинга.
Сегодня стратегическое планирование получило широкое распространение в нашей стране. Однако не всегда и не во всем оно опирается на научные принципы и проверенные опытом приемы. В частности, стратегические планы развития городов не всегда корреспондируются с планами развития регионов, а те, в свою очередь, — с планами развития народного хозяйства в целом. Нередко содержащие эти планы документы, являют собой результат бюрократического бумаготворчества. Не ведомые ни населению, ни основным экономическим субъектам, эти планы формируются в отрыве от интересов основных стейкхолдеров. В ряде случаев отсутствуют процедуры мониторинга их выполнения и стратегического контроля.
Как показывает отечественная практика, своеобразным камнем преткновения для стратегического планирования становится формулировка целей развития региона или города. При отсутствии четко сформулированных целей трудно говорить о вразумительной стратегии. Как правило, цели регионального развития характеризуют желательный уровень качества среды проживания в данном регионе, а также формируют количественные и качественные ориентиры экономического развития. Основой для их формирования служат количественные и качественные данные о сообществе. Таким образом, цели одновременно служат критерием развития, ориентиром для действий и позволяют отделить желательные меры от нежелательных.
Главная цель развития любого региона — устойчивое улучшение качества жизни всех категорий местного населения. Эта цель может быть выражена более подробно через характеристики и параметры развития региона, которые должны быть измеримыми и ориентированными во времени.
На стадии разработки концепции социально-экономического развития региона делаются окончательные выводы о целях, факторах и механизмах этой деятельности, а также о методах управления данным процессом.
Примерная структура концепции развития может быть следующей:
· цели и задачи развития;
· принципы развития;
· факторы развития;
· приоритетные направления;
· ресурсы развития;
· механизмы развития.
На основе сформированной концепции разрабатывается план конкретных действий, стандартный вариант которого включает задачи и сроки их решения, сведения об ответственных лицах, ожидаемые результаты, размеры и источники финансирования, способы промежуточного контроля и обратной связи. Весьма важным аспектом этой стадии стратегического планирования является анализ баланса результатов и затрат, связанных с реализацией плана.
Стратегическое управление развитием региона предполагает не только наличие рабочей программы действий, но и постоянный мониторинг социально-экономического состояния региона, сравнение данных мониторинга с целями и критериями регионального развития, а также оценку эффективности и результативности принятых мер. Кроме того, нужно получить ответы на вопросы: совместима ли стратегия с ресурсами, с данными об окружающей среде? помогает ли стратегия решить острые проблемы региона? получает ли стратегия поддержку населения?
Мониторинг и оценка деятельности помогают удостовериться в том, что проекты эффективны и их реализация идет нормальным темпом, а также установить, есть ли необходимость в корректировке. Заметим, что мониторинг и оценка являются хоть и родственными, но разными видами деятельности. Мониторинг выявляет результаты, в то время как оценка сравнивает результаты с конкретными показателями и с планом в целом. Без мониторинга оценка проектов невозможна.
Краткое рассмотрение актуальных вопросов стратегического планирования развития регионов и городов позволяет сделать следующие выводы. Современный подход к вопросам экономического развития региона состоит в том, чтобы эти вопросы заботили не только специалистов и экспертов, но и политиков, управленцев, бизнесменов, всего населения. Стратегическое планирование социально-экономического развития города, региона в обязательном порядке предусматривает: 1) согласование групповых интересов внутри территориального сообщества; 2) инвентаризацию реальных ресурсов, ограничений и благоприятных факторов; 3) определение реальных задач и целей; 4) разработку программ и планов действий.

1 комментарий: