понедельник, 6 августа 2012 г.

Данные, информация и знания

   Где мудрость, которую  мы потеряли в знании? 
      Где знание, которое мы потеряли в сведениях?
Т.С. Элиот (Из поэмы "Камень")

То, что данные, информация и знания - это разные вещи, руководители начинают осознавать после того, как в организации потрачены значительные средства для создания той или иной базы данных или информационной системы, причем без соответствующего эффекта.
Данные - это совокупность различных объективных фактов.
В корпорациях это, например, структурированные записи о трансакциях (в частности, данные обо всех продажах: сколько, когда и кто купил, сколько и когда заплатил и пр.). Эти данные не говорят о том, почему покупатель пришел именно сюда, и придет ли он еще раз.
Информация – это иерархическая совокупность данных о тех или иных аспектах реального мира.
Информация – это поток сообщений,  из которого создается знание.   Это своего рода послание, обычно в форме документа, или  видео-, или в аудиоформе. Информация имеет получателя и отправителя. Она информирует, то есть "придает форму" получателю путем изменения его оценок или поведения. Именно получатель оценивает, информирует ли его сообщение, или оно представляет собой информационный шум.
Информация в организациях распространяется по сетям. Можно различать жесткие и мягкие сети. Жесткая составляющая - это кабели, почтовые службы, компьютеры, адреса, в том числе электронные. Мягкая составляющая - процедуры распространения информации, включая такие, как совещания, тренинги, собрания и пр.
Данные превращаются в информацию несколькими путями:
·         контекстуализация: мы знаем, для чего эти данные нужны;
·         категоризация: мы разбиваем данные на типы и компоненты;
·         подсчет: мы обрабатываем данные математически;
·         коррекция: мы исправляем ошибки и ликвидируем пропуски;
·         сжатие: мы сжимаем, концентрируем, агрегируем данные.
Знания - понятие более глубокое и широкое, чем просто данные или информация. Обычно мы говорим о знающем человеке, подразумевая не только обладание информацией, но мудрость, опыт, образование, способность проникать в суть предмета. Мы не относим понятие «знание» к документу, к книге или базе данных, даже если они есть продукт труда знающего человека или группы знающих людей.
Знания, как правило, содержат общие сведения относительно структур, процессов и явлений. В то же время знания не только располагаются на более высокой ступени обобщения, чем данные. Знания играют роль структур, обеспечивающих организацию данных. Например, сведения о персонале предприятия – это лишь данные. В то же время модель представления сведений о каждом работнике, которая включает в себя его идентификационный номер, данные паспорта, данные об образовании, карьерный рост на предприятии и пр., – все это определенные знания. Они позволяют структурировать данные о работниках и в результате обработки этих данных получать новые знания о составе работающих и о тенденциях развития человеческого капитала на предприятии.
 Каждая организация в ходе своей деятельности  осуществляет сбор данных, их структуризацию и генерирование нового знания. Чаще всего это знание касается технологии, если речь идет о материальном производстве, а также технологии работы с клиентами и технологии взаимодействия друг с другом, если речь идет о фирме, обслуживающей клиентов. Также это может быть знание об окружающей среде организации – демографических, макроэкономических, социальных, макроэкономических, технологических и конъюнктурных трендах.
У компании Chrysler имеется собрание компьютерных файлов, которые носят название "Книги инженерных знаний"  и представляют собой исчерпывающие данные и информацию о создании автомобилей этой компании, которыми может пользоваться каждый разработчик новых автомобилей. Когда управляющий получил данные о проведенных крэш-тестах, он отказался их поместить в файлы без соответствующей обработки. Он предложил ответить на следующие вопросы:
·         почему эти тесты проводились,
·         каковы результаты по сравнению другими аналогичными тестами данной компании других лет и конкурентов,
·         какие выводы дали тесты для конструкции автомобиля и его основных узлов.
Аналогичные вопросы трансформируют информацию в знания, более того, ответы на эти вопросы добавляют информации ценность, или, говоря другими словами, добавляют стоимость. На практике встречаются противоположные примеры, когда путем добавления ненужной, пустой информации исходная информация теряет в своей цене. Происходит потеря стоимости за счет размывания нужной информации в потоке информационного шума.
Знание - это комбинация опыта, ценностей, контекстной информации, экспертных оценок, которая дает общие рамки для оценки и инкорпорирования нового опыта и информации.
Знание существует в сознании тех, кто знает. В организациях оно фиксируется не только в документах, но и в процессах, в процедурах, в нормах, в целом в практике деятельности. Точно так же как информация возникает из данных, так и знания возникают из информации путем:
·         Сравнения, определения области применения (как и когда мы можем применить информацию об этом явлении к другому, аналогичному).
·         Установления связей (как эта информация соотносится с другой).
·         Оценки (как можно оценить данную информацию и как ее оценивают другие).
·         Определение области применения (какое применение имеет эта информация к тем или иным решениям или действиям).
На рисунке представлено соотношение понятий знания, информация и данные и процессы, которые сопровождают превращение данных в информацию, а информацию в знания.









Комментариев нет:

Отправить комментарий