понедельник, 6 августа 2012 г.

Информационный ресурс


Главная особенность экономики, основанной на знаниях, заключаются в том, что эта экономика использует информационные ресурсы, которые обладают рядом специфических черт, отличающих их от традиционных ресурсов. Эти различия отражены в таблице.

Свойства информационного ресурса
Традиционный ресурс
Информационный ресурс
Материальные потоки и запасы
Нематериальные потоки и запасы
В процессе использования уменьшается
В процессе использования увеличивается
Частное благо
Общественное благо
Ограниченный
Неограниченный
Тиражируемый с большими затратами
Тиражируемый с малыми затратами
Убывающая предельная полезность
Сетевые эффекты и возрастающая предельная полезность
Сопоставление традиционных ресурсов с информационными показывает, что первые характеризуются, как правило, материальными потоками и запасами, в то время как для знаний и информации характерны нематериальные потоки и запасы. Кроме того, ценность знаний увеличивается, если они передаются, тиражируются и используются и, наоборот, если знания не используются, то их ценность уменьшается, иногда до нуля. Ценность знаний, как правило, увеличивается в зависимости от того, насколько полно они используются (насколько полно они разделяются между продавцом и покупателем, между производителем товаров и услуг и клиентом). Этим они отличаются от основных фондов, которые чем больше используются, тем в большей мере изнашиваются, уменьшая свою стоимость.
Обычный традиционный ресурс, как правило, представляет собой частное благо, т. е. такое благо, потребление которого одним потребителем исключает его потребление другим потребителем. Информационный ресурс чаще всего выступает как общественное благо, потребление которого одним потребителем не исключает его потребления другими.  Иначе говоря, знания, информация неотчуждаемы. По мере того, как современное производство расширяет использование знаний, информации, в него втягивается все большее количество общественных благ. Эта фундаментальная характеристика современного мира заставляет по-новому осмыслить многие традиционные представления экономической теории и классические методы управления.
Чрезвычайно широким и одновременно тонким инструментом регулирования отношений собственности в экономике, основанной на знаниях, является авторское право. Оно переводит интеллектуальный продукт из состояния общественного блага в состояние частного блага, заставляя потребителей оплачивать затраты на создание и распространение этого продукта. В то же время, если не вводить искусственные ограничения, связанные с отношениями собственности в экономике, основанной на знаниях, то почти все знания, которые можно кодифицировать (то есть закрепить на каком-либо носителе – бумаге, диске, кассете и пр.), станут общественным благом. В отдельных случаях компании могут препятствовать распространению знаний, особенно в том случае, если такое распространение может подорвать конкурентное преимущество компании.
Традиционные ресурсы носят преимущественно ограниченный характер. Информационные ресурсы, воспроизводимые людьми, неограниченны. Ярким примером неограниченного информационного ресурса может служить Интернет.
Традиционные ресурсы тиражируются, как правило, с большими затратами: чтобы сделать еще один автомобиль, необходимо затратить почти столько же труда и капитала, сколько было затрачено на производство предыдущего автомобиля. При этом затраты на производство первого экземпляра, распределенные  на совокупный выпуск всей серии, в расчете на один автомобиль составляют относительно небольшую величину. При тиражировании информационного ресурса ситуация обратная: стоимость процесса копирования информации, как правило, ничтожна. В связи с этим особое значение в новой экономике приобретает вопрос хранения, систематизации и эффективного использования уже накопленной информации с тем, чтобы от каждого элемента знаний получить максимум вновь созданной стоимости и полезного эффекта.
В рыночной экономике распространители знаний активно используют дискриминационные цены (Дискриминационные цены – цены на один и тот же товар, назначаемые различными для разных покупателей), которые проявляются достаточно ярко при продаже массовых программных продуктов. Какую бы цену они ни назначили на свой продукт, они не могут продать максимальное количество копий. Стремление продать больше вполне естественно, тем более что процесс копирования практически ничего не стоит (затраты на копирование чрезвычайно малы). Устанавливая цены в зависимости от времени покупки, от юридического статуса покупателя (коммерческая фирма, правительственная структура, университет), от степени обслуживания самого продукта (система совершенствования программного обеспечения, подписка, пакетное обслуживание) можно обеспечить более полное удовлетворение потребностей в знаниях и информации.
Дискриминационные цены в традиционной экономике часто используются монополистами для того, чтобы получить прибыль большую, чем при использовании единых цен для всех покупателей. Именно по дискриминационным ценам реализуются такие продукты, как билеты на зрелищные мероприятия (концерты, спортивные состязания), билеты на авиационный транспорт. Распродажи товаров перед праздниками и в конце сезона – также пример дискриминационных цен. В экономике, основанной на знаниях, дискриминационные цены приобретают характер всеобщего явления. Они характерны для программного обеспечения персональных компьютеров, для аудио и видеопродукции, для консалтинговых услуг и пр.
Использование информационных ресурсов характеризуется эффектом сетевого взаимодействия. Он обусловлен тем, что многие единицы современной техники (компьютеры, факсы, телефоны) работают совместно в рамках разветвленной сети. Сети характеризуются положительным внешнимэффектом (экстерналией).  В обычных условиях ценность каждого отдельного аппарата или устройства определяется его индивидуальными свойствами и практически не зависит от того, насколько распространены аналогичные аппараты. В случае с сетью это не так. Чем больше элементов в сети, тем больше оказывается полезность и соответствующий экономический эффект каждого отдельного аппарата. Это становится понятным на примере с телефонной сетью. Чем больше абонентов в сети, т. е. чем больше людей и учреждений, кому можно позвонить, тем больше ценность каждого телефонного аппарата. Возникает своего рода положительная обратная связь, когда все владельцы уже существующих аппаратов заинтересованы в расширении этой сети и получают прирост эффекта от такого расширения. Чем больше размер сети, тем более привлекательно присоединение к ней. Этот же эффект проявляется и в компьютерных сетях. В частности, чем больше узлов в Интернете, тем лучше (это касается и многих видов программного обеспечения).
Первая факс-маши­на была создана в 1965 году. На то, чтобы ее придумать и создать, ушли миллионы долларов. Если бы она существовала в единственном экземпляре, то не обладала бы практической пользой. Вторая факс-машина придала первой определенную ценность: появилась воз­можность передавать документы по факсу. В дальнейшем расширение парка факс-машин увеличивало ценность уже установленных экземпляров. Теперь каждый, приобретая новый факс для своих нужд, увеличивает стоимость все­х остальных факсов.
Особенность ресурса, обладающего возрастающей предельной полезностью, рассмотренного в данном примере, состоит в том, что, чем больше уз­лов в сети, тем ценнее она становится. В традиционной экономике ценность опре­деляется редкостью: алмазы, золото, нефть и дипломы элитных университетов ценны, поскольку они редки. При этом когда чего-то становится мно­го, оно обесценивается: ковры поте­ряли ценность, когда их стали изготавливать на станках. Однако логика сети переворачивает эти традиционные представления. В сетевой эконо­мике ценность вырастает из изобилия и увеличивается от повсеместного распространения.
В условиях экономики, основанной на знаниях, эффект масштаба приобретает новые формы. Традиционно он проявляется в том, что с увеличением масштаба уменьшаются издержки на производство единицы продукции, но при этом растут издержки, связанные с координацией все более сложных процессов. В результате можно выявить оптимальные размеры производства. Именно по такому принципу определяются размеры производства металлургических и автомобильных заводов, нефтеперерабатывающих комбинатов и пр. Сетевой эффект взаимодействия порождает новое явление возрастающей предельной полезности и возрастающей предельной производительности. Чем больше масштаб деятельности в этих условиях, тем больше эффективность использования дополнительно вовлекаемых ресурсов.
Это относится, прежде всего, к программному обеспечению и к техническим устройствам сетевого взаимодействия. Особенно ярко эффект масштаба проявляется в рамках сети, которая использует выработанные ею стандарты. Именно в связи с этим стандарты в новой экономике приобретают роль основного фактора конкурентоспособности. Так случилось с конкуренцией стандартов на видеозапись в бытовых видеомагнитофонах, с конкуренцией стандартов на программное обеспечение для широкого круга пользователей (типа MS Word, MS Excel и пр.), с конкуренцией систем персональных компьютеров, игровых приставок и многих других аналогичных товаров массового спроса.
Здесь мы имеем дело с внешним эффектом,  или экстерналией, который проявляется в сетях. Этот эффект может возникать по разным причинам. Одна из них – связи между потребителями. Каждый потребитель заинтересован, чтобы текст, обработанный и набранный с помощью одного текстового редактора, мог быть прочитан и в дальнейшем обработан другим пользователем. Точно так же потребитель заинтересован в том, чтобы телефонный аппарат сотовой связи работал одинаково устойчиво и в конкретном городе, и в любой точке страны, и за рубежом. Таким образом, все пользователи одновременно заинтересованы в единых стандартах.
Рынки с сетевыми эффектами обладают особыми свойствами. Механизмы конкуренции приобретают нетрадиционную форму. Сегодня важно уже не столько техническое совершенство или уровень издержек, сколько обеспечение монополизма путем распространения стандартов на продукцию во всем мире. Та фирма, которая становится обладателем стандарта, одновременно начинает доминировать в отрасли и получает особые монопольные права.
В экономике, основанной на знаниях,  возрастает значение так называемых внешних эффектов. Это относится не только к сетевым товарам, о которых речь шла выше, но и к образованию.  Высшее образование способствует сплочению нации, содействуя укреплению социального единства и доверия к социальным институтам, активизации населения и открытых дискуссий, а также правильному пониманию вопросов гендерного, этнического, религиозного и социального разнообразия.
Внешний эффект высокой квалификации проявляется, например, в развитии Си­ликоновой долины в Калифорнии: каждый ус­пешный старт нового предприятия притягивает капиталовложения и способствует началу следу­ющего, а оно, в свою очередь, привлекает новую рабочую силу и деньги, и процесс идет дальше. Силиконовая долина и другие аналогичные районы — это примеры тесно связанных сетей талантов, ресурсов и возможностей. Главное достижение Силиконовой долины состоит вовсе не в супертехнологиях и уникальном про­граммном обеспечении, а в создании социаль­ной организации компаний и, самое важное, се­тевой архитектуры самого района — сложной системы рабочих мест, дружеских связей между коллегами из разных фирм, информационных утечек между предприятиями.
Существенной особенностью конца XX и начала XXI столетия стало смещение от производства информации и знаний к производству новых технологий обработки информацииПрименение этих технологий во всех известных сферах экономики меняет содержание  процесса производства и повышает его конечную эффективность.



Комментариев нет:

Отправить комментарий