пятница, 31 августа 2012 г.

Интеллектуальный капитал

Единственный незаменимый 
капитал организации – это знания 
и навыки ее сотрудников.

Э. Карнеги

Понятие интеллектуального капитала ввел в научный оборот великий экономист ХХ века Дж. Гэлбрейт. Первым исследовал природу интеллектуального капитала Т. Стюарт, член редколлегии журнала Fortune. В статье 1991 года "Сила интеллекта: как интеллектуальный капитал становится наиболее ценным активомАмерики" он представил интеллектуальный капитал как сумму всего того, что знают работники компании и что дает конкурентное преимущество компании на рынке: «…патенты, процессы, управленческие навыки, технологии, опыт и информация о потребителях и поставщиках. Объединенные вместе, эти знания составляют интеллектуальный капитал». 

Наглядное представление об интеллектуальном капитале дает метафора, предложенная Л. Эдвинссоном и М. Мэлоуном в их совместном труде «Интеллектуальный капитал. Определение истинной стоимости компании»: «Если сравнивать компанию с живым организмом — скажем, с деревом, — то схему организационной структуры, годовые и квартальные отчеты, рекламные проспекты и другие документы можно уподобить стволу, ветвям и листьям. Опытный инвестор тщательно осматривает это дерево в поисках зреющих плодов, урожай которых он сможет собрать, вложив капитал. Однако было бы ошибкой считать деревом только видимую его часть. Половина дерева находится под землей в виде корневой системы. Хотя аромат плодов и цвет листьев свидетельствуют о здоровье растения в настоящий момент, только по состоянию его корней можно с наибольшей степенью достоверности судить о том, сохранится ли оно в последующие годы… Интеллектуальный капитал — это корни компании, скрытые условия развития, таящиеся за видимым фасадом ее зданий и товарного ассортимента».
Интеллектуальный капитал коммерческой фирмы есть совокупность знаний, информации, опыта, квалификации и мотивации персонала, организационных возможностей, каналов и технологий коммуникации, способная создавать добавленную стоимость и обеспечивающая конкурентные преимущества коммерческой организации на рынке.
Своеобразным предтечей современных исследований интеллектуального капитала выступил Иоанн Павел II, который в своей энциклике 1991 года высказал тезис о том, что в свое время решающим фактором производства была земля, позднее капитал, а сегодня решающий фактор производства – все в большей мере сам человек, то есть его знания, особенно научные знания, его способности формировать взаимосвязанные и компактные организации, также как его возможности отвечать на потребности других людей и удовлетворять их.
Интеллектуальный капитал во многом схож с физическим капиталом. Оба капитала возникают как результат вложений ресурсов (денег, материальных средств, знаний, квалификации) для производства товаров и услуг. Оба капитала приносят своему обладателю доход. Оба капитала выступают как ресурс не только сохраняемый, но и пополняемый, то есть его можно увеличить путем добавления тех или иных его компонентов и частей. Оба капитала включены в процесс кругооборота стоимости, в котором денежная форма задает одновременно отправную и конечную точки передвижения. Оба капитала подвергаются моральному износу, причем интеллектуальный капитал даже в большей степени (обесценивается и программное обеспечение, и любые знания). В то же время между ними наблюдаются и различия, которые представлены в таблице. Оба нуждаются в "ремонте", т. е. требуют затрат на свое поддержание.

Таблица.

Различия
физического и интеллектуального капитала

Физический
Интеллектуальный
Материальная природа
Нематериальная природа
Затраты в прошлом
Результаты в будущем
Аддитивный
Неаддитивный
Преимущественно финансовая оценка
Комбинация стоимостных и нестоимостных  оценок
Организация владеет всем капиталом
Организация владеет капиталом лишь частично

Физический капитал имеет материальную природу, его можно потрогать, пощупать, увидеть. Интеллектуальный капитал имеет нематериальную природу. Физический капитал – это результат определенных действий в прошлом. Интеллектуальный капитал также представляет собой результат прошлых инвестиций, но он в большей мере ориентирован в будущее. Основой для оценки физического капитала являются затраты, которые уже сделаны. Оценка интеллектуального капитала формируется, исходя из прогноза результатов его будущего использования. 
Физический капитал оценивается с помощью преимущественно стоимостных показателей, в то время как интеллектуальный капитал – с помощью как стоимостных, так и нестоимостных показателей. Компании и организации не владеют интеллектуальным капиталом полностью. Они владеют им совместно с наемными работниками (если речь идет о человеческом капитале), и совместно с потребителями и другими контрагентами (если речь идет о потребительском капитале).
Структура интеллектуального капитала 

Страховая компания Skandia стала одной из первых коммерческих организаций, которая на практике применила концепцию интеллектуального капитала и предприняла попытку измерить отдельные его составляющие. Начиная с 1996 г., в своем годовом отчете она представляет собственный интеллектуальный капитал, который, по ее интерпретации, состоит из человеческого, организационного и потребительского капитала - см. рисунок.

Рисунок 
Структура интеллектуального капитала




При этом организационный и потребительский капитал, по классификации Skandia, объединяется в один вид, который носит название структурного капитала. Величина интеллектуального капитала в компании определяется как разница между рыночной оценкой стоимости компании и ее физических активов. 
Человеческий капитал – часть интеллектуального капитала, которая имеет непосредственное отношение к человеку. Это знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, личные и лидерские черты, культура труда. Человеческий капитал – это не сумма стоимости знаний и способностей каждого отдельного сотрудника. При командной работе и эффективном управлении появляется синергия, существенно увеличивающая эффективность индивидуальных решений. 
Человеческий капитал, в отличие от других видов капитала организации, ей не принадлежит: знания и способности, как мы знаем, аккумулированы в головах сотрудников. Очень важно вовремя распознать, в чем же состоят навыки, знания и умения отдельного человека - только тогда можно определить степень ценности конкретного работника, а также роль, отводимую ему в компании. «Наилучшая ситуация для организации – научиться извлекать максимальную для себя выгоду из работы данного сотрудника. Последний за это заслуживает компенсации в виде заработной платы, морального поощрения. 
С точки зрения извлечения максимальной выгоды «из работы данного сотрудника» вполне правомерно в контексте человеческого капитала рассматривать проблему лидерства, вернее, проблему проявления (отсутствия) необходимых лидерских качеств менеджмента компании. 
Актуальность этой проблемы продиктована реалиями современной практики менеджмента, т.к. российский лидерский стиль сейчас находится в переходном состоянии – от клановой закрытости к общественной интеграции. У многих российских лидеров как рудимент прошлого сохраняются подчеркнутая жестокость и авторитарность, появляются самоуверенность и нарциссизм (повышенное внимание и чувствительность к собственной персоне). А ведь для сегодняшних насыщенных информацией и использующих квалифицированный труд организаций важны совершенно иные лидерские компетенции. 
О качестве человеческого капитала можно судить по системе коммуникаций, налаженной в организации. Доверие, в свою очередь невозможно получить без установления обратной связи с персоналом организации, со СМИ, с органами государственного управления, с клиентами, потребителями, группами влияния и пр. 
Организационный капитал – часть интеллектуального капитала, которая имеет отношение к организации в целом. Это процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, организационные формы и структуры, патенты, культура организации. 
Организационный капитал – это организационные возможности фирмы ответить на требования рынка. Он также ответствен за то, как человеческий капитал используется в организационных системах, преобразуя информацию. Организационный капитал в большей степени является собственностью компании и может быть относительно самостоятельным объектом купли–продажи. 
Организационный капитал составляют технологии, методы и процессы, на которых строится работа организации. В их числе информационно-коммуникационные технологии, организационная структура, базы данных по рынку в целом и по отдельным покупателям, методы оценки рисков, корпоративная культура. 
Организации, не развивающие свой организационный капитал, нельзя назвать конкурентоспособными. Особенно важно это утверждение по отношению к такому элементу организационного каптала, как корпоративная культура. 
Гарет Морган, профессор менеджмента из Торонто, считает, что корпоративная культура обладает свойствами голограммы - в каждой малой ее части содержится вся информация о целом. Действительно, опыт работы лучших компаний мира свидетельствует о том, что новаторские организации, устроены по принципу голограммы. В основе их деятельности лежат ключевые понятия, разделяемые и принимаемые всеми сотрудниками без исключения. Как правило, эти понятия закреплены в лозунгах или девизах компаний. 
Общепринятые нормы и ценности создают общий вектор, позволяющий бизнесу двигаться в нужном направлении, приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям, наращивать конкурентные преимущества. Создание новых форм организации, использование новых технологий в управлении на самом деле означает обязательную смену корпоративной культуры – т.е. перестройку всего комплекса разделяемых членами организации отношений, эталонов поведения, символов, способов ведения бизнеса, подчеркивающих индивидуальность компании. 
По сути, речь идет об изменении духовной атмосферы организации. Формирование новой корпоративной культуры – это не просто диверсификация деятельности, смена лозунгов или руководителей. Это –новый образ жизни компании. 
Потребительский капитал – это часть интеллектуального капитала, которая складывается из связей и устойчивых отношений с клиентами и потребителями. 
Однако связи с потребителями – это не все связи, влияющие на эффективность работы коммерческой организации в целом. Поэтому некоторые авторы называют потребительский капитал капиталом отношений. В любом случае потребительский капитал, или капитал отношений, образуется в результате взаимодействия фирмы с элементами внешней среды. Эффективное использование этого вида капитала требует не только традиционного понимания рынков и организаций, но и оценки финансовых последствий принимаемых решений. Одна из главных целей формирования потребительского капитала – создание такой структуры, которая позволяет потребителю продуктивно общаться с персоналом компании. 
К капиталу отношений относятся деловая репутация юридического лица, товарные знаки, бренды, отношения с клиентами, каналы распределения продукции, портфель заказов, различные контракты и соглашения (в т.ч. лицензирование и франчайзинг) и т.п. 

Взаимодействие частей 
интеллектуального капитала 

Человеческий, организационный и потребительский капитал взаимодействуют друг с другом. Недостаточно инвестировать в каждый из них по отдельности. Они должны поддерживать друг друга, создавая синергетический эффект, и тогда происходит перекрестное влияние одного вида интеллектуального капитала на другие. При этом результат взаимодействия всех трех видов интеллектуального капитала не сводится к сумме его составляющих. 
Наиболее важным принципом эффективного формирования и использования интеллектуального капитала фирмы является принцип синергетического взаимного дополнения отдельных видов интеллектуального капитала. Данный принцип позволяет создать большую величину интеллектуального капитала только за счет удачного сочетания его видов – организационного, потребительского, человеческого. 
Разные виды интеллектуального капитала не могут заменить друг друга. Представим себе коммерческую организацию, в которой создан уникальный человеческой капитал – в ней одновременно работают 20 лауреатов Нобелевской премии. Будет ли это гарантией того, что фирма станет успешной и что величина интеллектуального капитала достигнет больших величин? 
Нет. Дело в том, что для успешного функционирования подобной фирмы необходимо сформировать организационный и потребительский капитал. 
Нелинейность взаимодействия отдельных элементов интеллектуального капитала видна и на других примерах. Предположим, что в некой фирме инвестируются значительные средства в современные информационные технологии, которые формируют организационный капитал фирмы. Если эти усилия не поддерживаются мерами по формированию человеческого и потребительского капитала, то капиталовложения в компьютеризацию могут оказаться бросовыми. То же можно сказать и о маркетинговых мероприятиях. Если они проводятся в отрыве от других мероприятий, повышающих эффективность производства, квалификацию кадров, то обречены на провал. Все эти примеры говорят о том, что невозможно увеличить интеллектуальный капитал путем увеличения лишь одной составляющей. Все виды интеллектуального капитала взаимно поддерживают друг друга и для увеличения интеллектуального капитала в целом необходимы комплексные усилия. 
Взаимодействие частей традиционного капитала можно условно проиллюстрировать формулой: 
1+1+1=3 
Взаимодействие частей интеллектуального капитала не поддается столь простому описанию. Здесь действуют более сложные законы, в соответствии с которыми нельзя величину интеллектуального капитала получить как сумму оценок его составляющих частей. 
В одном случае можно получить результат, который превышает сумму оценок составляющих: 
1+1+1=8,5 
В другом случае можно получить другой результат: 
1+1+1=1,2 
Рассмотрим более подробно возможности позитивного взаимодействия различных видов интеллектуального капитала фирмы. 
Взаимодействие между человеческим и потребительским капиталом способствует повышению индивидуальной компетенции сотрудников организации. Это может происходить разными путями, прежде всего, путем прямого контакта с потребителями. Именно поэтому во многих компаниях увеличивается число сотрудников, напрямую контактирующих с клиентами. 
Любые формы обратной связи, полученные с помощью социологических исследований или непосредственных контактов, можно использовать для повышения квалификации сотрудников. 
Также могут оказаться полезными действия, направленные на передачу индивидуальной компетенции от сотрудников компании во внешние структуры. Примером этого может служить публикация книг консалтинговой компанией. Открытость, готовность к передаче знаний на безвозмездной основе способствует в данном случае тому, что потенциальные потребители консалтинговых услуг в большей мере готовы к их получению. Данные действия способствуют также формированию позитивного имиджа организации. 
Эффективное взаимодействие человеческого и организационного капитала приводит к увеличению совокупного интеллектуального капитала. В качестве примера можно привести крупные консалтинговые компании и действующие в них базы знаний, в которые заносятся данные о каждом заказе, включая фамилии участников проекта, реакцию и оценки клиентов, а также предложенные решения. 
Таким образом, все составляющие интеллектуального капитала – человеческий, организационный, потребительский – взаимодействуют между собой, дополняя друг друга. В одних случаях та или иная составляющая может существенно усиливать влияние других. В других случаях низкий уровень какой-либо одной составляющей может привести к существенному уменьшению величины совокупного интеллектуального капитала.



5 комментариев:

  1. Look at the way my acquaintance Wesley Virgin's biography launches with this SHOCKING and controversial VIDEO.

    Wesley was in the army-and soon after leaving-he revealed hidden, "MIND CONTROL" tactics that the government and others used to get anything they want.

    These are the same SECRETS lots of celebrities (especially those who "come out of nothing") and the greatest business people used to become rich and famous.

    You probably know that you only use 10% of your brain.

    That's because most of your brainpower is UNCONSCIOUS.

    Maybe this conversation has even occurred INSIDE your very own brain... as it did in my good friend Wesley Virgin's brain 7 years back, while riding an unregistered, garbage bucket of a car without a driver's license and $3 in his pocket.

    "I'm so frustrated with living paycheck to paycheck! When will I become successful?"

    You've been a part of those those types of questions, am I right?

    Your success story is going to happen. All you have to do is in YOURSELF.

    UNLOCK YOUR SECRET BRAINPOWER

    ОтветитьУдалить
  2. Я СЕЙЧАС ВЫПОЛНЯЮ ФИНАНСОВУЮ ИЗ-ЗА КРЕДИТА, Я ПОЛУЧИЛ С ЛФДС. финансовое учреждение из-за моего кредитного рейтинга. Я не мог оплатить сборы моих детей. Я был позади на счетах, собирался быть выброшенным из дома из-за моей неспособности заплатить мою арендную плату. Это было в течение этого периода, мои дети были забраны у меня приёмной заботой. Затем я решил искать средства в Интернете, где я потерял 3670 долларов, которые я позаимствовал у друзей, которые были сорваны двумя онлайн-кредитными компаниями. Пока я не прочитал о: ссуде онлайн (lfdsloans@outlook.com) где-то в Интернете, я все еще не был убежден из-за того, через что мне пришлось пройти, пока мой родственник, священник, также не рассказал мне о действующей схеме ссуды в очень низкая процентная ставка 1,9 %% и прекрасные условия погашения без штрафа за невыполнение платежа. У меня нет иного выбора, кроме как связаться с ними, что я и сделал посредством текста + 1-989-394-3740, и мистер Бенджамин ответил мне. Этот день был для меня самым лучшим и самым великим днем ​​в моей жизни, который никогда не может быть забыт, когда я получить уведомление о кредите в размере 400 000,00 долларов США на сумму кредита, на которую я подал заявку Я эффективно использовал кредит, чтобы погасить свои долги и начать бизнес, и сегодня я и мои дети так счастливы и полны удовлетворения. Вы также можете связаться с ними по электронной почте: (lfdsloans@outlook.com) WhatsApptext helpline: + 1-989-394-3740 Почему я это делаю? Я делаю это, чтобы спасти как можно больше людей, которые нуждаются в кредите, чтобы не стать жертвой мошенничества в Интернете. Спасибо и да благословит вас всех Бог, я Александр Артем из Горизонта Парка до н.э., Украина.

    ОтветитьУдалить
  3. Вам нужно быстро получить средства без лишних хлопот и с максимальной защищенностью? Тогда обращайтесь в компанию Кредит-финанс. У нас возможно взять средства под залог автомобиля и ПТС без справки о заработках. Быстрый займ под залог автомобиля либо ПТС – это всего три простых шага деньги под птс в красноярске

    ОтветитьУдалить
  4. На первой странице выдачи купить вечные ссылки для продвижения сайта этой машины 4 сайта – реклама, 3 последних – реклама. Есть всего 10 главных ресурсов, данном юзеры часто навещают только 1-ые два-три из их. Попасть в ТОП без впечатляющей ссылочной массы, в соперниками считаются престарелые веб-сайты со изобилием ссылок, невозможно.

    ОтветитьУдалить