понедельник, 6 августа 2012 г.

Что такое знание?


Дать исчерпывающий ответ на поставленный вопрос довольно сложно. Чем более абстрактно понятие, тем сложнее дать ему определение. Одно из первых определений понятия «знания» можно встретить у Платона: « Знание  – это доказанное истинное убеждение». Таким образом, знание, по Платону, характеризуется наличием доказательства, истинностью и субъективной уверенностью. Как можно доказать то или иное утверждение? Можно сослаться на авторитет, можно его подтвердить фактами, то есть указать на те или иные факты реальности, можно построить математическую модель. В ряде случаев способ доказательства истинности тех или иных знаний является неотъемлемой частью той или иной научной теории.

Краткий Оксфордский словарь дает такое определение: «Знания – это осведомленность о чем-либо, приобретенная из опыта».
В современном понимании знание – это проверенный практикой результат познания действительности, ее верное отражение в мышлении человека.
Знаниями являются не только те или иные теории и сведения , но также подходы, идеи по поводу того, как организовать производство, какой сделать продукт, каким образом организовать его продажу и пр. Знания такого рода возникают в результате практики людей в рамках той или иной организации.
Знания производятся наряду с другими благами, они могут быть предметом купли-продажи.  Они могут быть таковыми как самостоятельно, так и будучи присоединенными или имплантированными в тот или иной материальный продукт или услугу.
Знания становятся не только предметом потребления, но и средством тезаврации (люди инвестируют в собственные знания, повышая свою способность зарабатывать деньги, тем самым осуществляя накопление собственного богатства).
Знания – это не только предмет трансакций (знания могут быть предметом купли-продажи), но и средство трансакций (необходимы специфические знания относительно того, как составить добротный контракт, как минимизировать риски и пр.).
Таким образом, знания выступают как продукт деятельности, как предмет конечного потребления, как производственный ресурс, как средство трансакций, как средство тезаврации, а также как средство консолидации общества и воспроизводства общественных институтов. (Подробнее о свойствах знания см. Макаров В., Клейнер Г. Микроэкономика знаний. - М.: Экономика, 2007. -  С. 22-35).
В контексте управления знаниями понятие «знания» употребляется в несколько более широком смысле, чем в обыденной речи. Традиционно под знаниями понимают то, что знает конкретный человек.
В экономике, основанной на знаниях, под термином «знания» понимается не только массив информации, которым обладают конкретные люди,  но и часть продукта или услуги.
В современной экономике стираются грани между продуктом и услугой, так что подчас трудно точно определить, где продукт, а где услуга. Например, известна дискуссия по поводу того, что продает фирма Microsoft - продукт или услугу? На вопросы, подобные этому, ответить не представляется возможным. Именно поэтому уже с 1993 года в ежегодных рейтингах наиболее крупных компаний журнал Fortune перестал различать фирмы-производители услуг и фирмы - производители продуктов.
То же самое происходит и со знаниями. Они перестают быть относительно самостоятельным объектом экономического управления, который традиционно ограничивался в основном сферой НИОКР. Сегодня знания проникают во все сферы и стадии экономического процесса, и их уже сложно отделить от продукта или услуги.
Компонент знаний имеется в каждом продукте и услуге, он проявляется в том, что в каждом продукте сконцентрированы усилия, связанные не только непосредственно с производством, но и с созданием первого образца данного товара, а также с маркетингом и сбытом. Мы не смогли бы купить тот или иной товар без вложенных усилий производителя или продавца в маркетинг, в развитие своей сбытовой сети. При этом на стадии маркетинга и сбыта в товар вкладываются специфические знания о специфике спроса, о рыночных нишах, о том, где и в каких формах проявляется спрос на этот товар. В ряде товаров сконцентрированы усилия по разработке данного товара, в том числе усилия по его созданию, включая дизайн продукта или услуги. Многие виды товаров уже не могут производиться без того, чтобы в процессе производства не применялись информационные системы, а также специфические управленческие решения типа контроля качества. Все они представляют специфическое знание, которое в свернутом виде присутствует в товаре и придает ему свойство наукоемкого товара.
Компонент знаний присутствует в различных товарах: и в модном галстуке (знание о бренде), и в напитке Coca-Cola (бренд и рецептура изготовления), и в военном самолете (знания о технологических и технических решениях), и в автомобиле (знания о бренде и о технологических и технических решениях), и в консалтинговых услугах (накопленное знание о предыдущих консультациях схожих клиентов), и в услугах ресторана (знание о технологиях приготовления блюд и знания о предпочтениях клиентов).
Компания Xerox в последние годы позиционирует себя не как производитель копировальных аппаратов, а как компания по обработке документов (document company). Компания 3М вообще называет себя компаний по производству знаний (knowledge company). Компания Steelcase, которая производит конторское оборудование, утверждает, что она продает знания. Что добавляет стоимость в деятельности всех этих компаний? Это в основном решения, базирующиеся на знаниях: технические и технологические ноу-хау, дизайн продукта, маркетинговые исследования, выявление истинных нужд клиентов. Именно знания дают устойчивое конкурентное преимущество этим компаниям.

Комментариев нет:

Отправить комментарий